|
|
N°9, 24 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иран научился обходиться без пилотов
Иран вошел в эксклюзивный клуб государств, производящих и экспортирующих разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Иранцы энергично улучшают технические характеристики своих аппаратов и ищут для них зарубежные рынки сбыта. Всплеск интереса к БПЛА в мировом масштабе произошел буквально в последние годы. Пока в этом перспективном сегменте военного авиастроения не так много игроков, его практически оккупировали фирмы трех стран: США, Израиля (авиаиндустрия которого сильно интегрирована с американской) и России.
На прошлой неделе в ходе авиасалона Iran Air Show 2005 Иран показал публике сразу несколько БПЛА собственного производства и объявил о намерении продавать эти машины в третьи страны.
Компания Qods Aviation Industries продемонстрировала на острове Киш, где проводится Iran Air Show, разработанный ею новый беспилотный разведчик Mohajer-2. Аппарат имеет взлетный вес 85 кг и может находиться в воздухе до 90 минут, обследуя территорию в радиусе 50 км. Эти характеристики еще отстают от показателей, скажем, американского Global Hawk, вес которого измеряется центнерами, а продолжительность полета -- многими часами. Тем не менее и аппараты класса Mohajer-2 могут найти свою нишу на мировом рынке. А иранское происхождение этого БПЛА будет только плюсом в глазах тех стран, которые, так же, как и Иран, не имеют полного взаимопонимания с правительством США.
Американцы жестко контролируют экспорт БПЛА, выпущенных не только в Северной Америке, но и в странах-союзницах. Буквально в конце декабря прошлого года разразился скандал по поводу того, что Израиль отказался вернуть Китаю несколько БПЛА «Харпи», которые Китай несколькими годами ранее купил у этой ближневосточной страны, а в 2004 году отправил в Израиль на модернизацию. США категорически воспротивились тому, чтобы высокотехнологичные аппараты, модернизированные или нет, снова оказались в руках китайских военных. Строго конфиденциальная многосторонняя борьба вокруг этого сюжета продолжается. Но все не совсем благонадежные, с точки зрения США, режимы уже могут сделать вывод: если уж оснащать свою армию БПЛА, то желательно, чтобы эти аппараты не были ни американскими, ни израильскими.
Иранская беспилотная программа тоже не обошлась без скандала. В прошлом году Израиль обвинил иранцев в том, что они якобы представили несколько своих БПЛА дружественному им (и очень враждебному по отношению к Израилю) ливанскому движению «Хесболла». Официального подтверждения этой информации с иранской стороны, разумеется, не последовало, хотя в целом свое желание экспортировать БПЛА Исламская Республика не скрывает.
Гамму беспилотников разного назначения под общим наименованием Ababil производит иранская компания HESA (которая, так же, как и упомянутая уже Qods Aviation Industries, входит в состав государственного объединения Iran Aviation Industries Organization). Заместитель управляющего директора HESA Джафар Зедвар рассказал корреспонденту «Времени новостей», что Ababil, на производство которого идут только иранские компоненты (включая двигатель), уже поставлен не только вооруженным силам Ирана, но и в «несколько африканских стран». Г-н Зедвар счел нецелесообразным называть эти страны. В то же время он выразил надежду, что Африкой зона применения иранских БПЛА не ограничится. «Мы ведем активный маркетинг Ababil в Азии, -- сообщил нашей газете замуправляющего HESA, -- в соседних с нами странах, а также и в более отдаленных, таких, как Малайзия и Индонезия».
Михаил КУКУШКИН, остров Киш (Иран)