|
|
N°9, 24 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
250 долларов за голову Гитлера
Выступая в Думе, которая наконец решилась рассмотреть ситуацию с реформой льгот в стране, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов доложил, что с 1 апреля пенсия ветеранов Великой Отечественной войны с учетом компенсаций за льготы (утраченные, добавим от себя, льготы) составит 7200 или 7300 руб. Из контекста выступления министра -- между прочим, едва ли не лучшего оратора в нынешнем российском правительстве -- следовало, что это некое большое достижение правительства.
Дальше сухая арифметика. Сухая и горькая. Великая Отечественная война закончилась 60 лет назад. Даже тем, кто попал на фронт совсем мальчишками, сейчас сильно за семьдесят или под восемьдесят. 7200 или 7300 руб. по нынешнему курсу Центробанка -- чуть больше 250 долл. Через десять лет людей, которые в буквальном смысле спасли страну и мир, благодаря которым живем мы с вами, в том числе министр Зурабов и я, практически не останется. Они просто умрут от старости. Спустя 60 лет -- целую некороткую человеческую жизнь -- спасенное государство считает своим достижением пенсию в 250 долл. для спасителей.
На днях примерно в таком же стиле рапорта вышестоящему начальству министр обороны Сергей Иванов сообщил, что к 9 мая 2005 года все российские ветераны получат отдельные квартиры. То есть признал тем самым, что шести десятилетий не хватило нашей "великой и могучей" стране, чтобы у каждого ветерана появилась отдельная квартира. При том, что мы с вами прекрасно знаем, какие у нас бывают отдельные квартиры и каково вообще состояние жилого фонда даже в крупных столичных городах, не говоря уже о маленьких провинциальных.
Вы увидите, какой пропагандой действующей власти будут проникнуты майские торжества по случаю юбилея Победы, главной и бесспорной победы России не только в ХХ веке, но, может быть, за всю ее историю. Вот уже более полувека сменяющие друг друга правители каждый год 9 мая говорят пафосные слова про ветеранов. Например, употребляют уже ставшее абсолютным клише выражение "мы находимся в неоплатном долгу перед вами".
Такое ощущение, что сама власть --будь то советская, российская демократическая или нынешняя, российская постдемократическая -- в глубине души думает примерно так: раз долг все равно неоплатный, значит, его можно и не оплачивать. При этом каждая власть каждый год делает вид, будто бы и она причастна к великой победе отцов, дедов, а теперь уже и прадедов. Будто бы именно эти секретари ЦК, министры и президенты выигрывали Великую Отечественную.
Понятно, что политика и стыд в реальной жизни встречаются друг с другом крайне редко. Что слово "простите" кажется политикам синонимом непростительной слабости и безоружности перед обстоятельствами. Но мне кажется, не умея сократить "неоплатный" долг перед ветеранами, российская власть может хотя бы не пытаться делать себе на ветеранах пиар. Не считать своими достижениями ветеранскую пенсию в 250 долл. или обеспечение отдельными квартирами главных героев своей страны.
В пользу целесообразности монетизации льгот несомненно можно привести немало доводов. Уравнивание городских и сельских льготников (деревенские не могли пользоваться большинством льгот и не получали никаких компенсаций), создание нормального рынка городского и междугороднего транспорта с прозрачной системой ценообразования (в тарифах транспортников повсеместно "сидели" затраты на льготы), попытка привить российскому населению совершенно правильную мысль о том, что за каждую услугу все равно кому-то приходится платить.
Но из всего этого круга целесообразности -- как из вражеского окружения -- надо бы вывести ветеранов Великой Отечественной. Потому что никакие натуральные льготы и никакие компенсации за них действительно не покрывают долга последующих поколений перед этими людьми. Потому что ветераны второй мировой в других странах, в том числе и проигравших ту войну, живут несопоставимо лучше. Потому что 250 долл. за голову Гитлера -- это денежный эквивалент нашего всероссийского стыда.
Правда, недорого?
Семен Новопрудский