|
|
N°120, 10 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россини впервые в России
Юрий Башмет продирижировал коронационной шуткой великого композитора
«Путешествие в Реймс» -- последняя итальянская опера Россини, сочиненная по случаю коронации Карла Х, последнего из Бурбонов. Россини сочинил одноактный, но продолжительный дивертисмент по мотивам романа мадам де Сталь «Коринна, или Италия». По ходу сюжета европейские аристократы из разных стран собираются в курортной гостинице «Золотая лилия», чтобы отправиться в Реймс на коронацию французского монарха. Однако из-за отсутствия карет и лошадей гости -- в их числе знаменитая поэтесса-импровизатор Коринна -- остаются в гостинице. Заканчивается все праздником в саду, где каждый из собравшихся исполняет своего рода музыкальный тост -- гимн или песню своей страны. Наконец, гости прославляют короля на мотив старинной песни «Да здравствует Генрих IV», хорошо знакомой русской публике по финалу балета «Спящая красавица», и звучит ликующий хор.
Россини щедро рассыпал по опере феерические вокальные сложности, предоставив возможность блеснуть в ариях и ансамблях (среди которых -- эффектная концертная пьеса для 14 голосов) лучшим солистам Европы, собравшимся в 1825-м на мировую премьеру «Реймса» в Париже.
После премьеры композитор куда-то сунул партитуру за ненадобностью, и она считалась утерянной до нашего времени, пока ее не обнаружили в одной итальянской библиотеке. В 1984 году на родине композитора, в Пезаро, случилось новое рождение оперы в звездном составе с Клаудио Аббадо. И вот «Реймс» дебютировал в России. С этим раритетом Юрий Башмет впервые выступил на фестивале «Звезды белых ночей» как оперный дирижер со своим ансамблем «Солисты Москвы», Молодежным филармоническим оркестром и солистами из Академии молодых певцов Мариинского театра.
Концертное исполнение, в котором «Путешествие в Реймс» явилась в Петербурге, -- именно то, что нужно для оперы, где нет нормального сюжета и все сосредоточено на вокале, который можно выставлять как образец виртуозного бельканто. «Реймс» -- это, по сути, веселый концерт в костюмах, который должен сражать наповал совершенством вокальной техники. В Петербурге его исполнили молодые певцы, не имеющие по-настоящему красивых голосов. Однако публика не осталась разочарованной -- академисты показали тщательную выучку. Лариса Юдина удивила превосходной мелкой техникой: ее Графиня де Фольвиль, чьи наряды погибли в перевернувшейся карете, заразительно выражала радость по поводу уцелевшей шляпки гаммами и пассажами, которые выскакивали словно сами по себе, улетая в ошеломленный зал. Зато известному уже тенору Данииле Штоде образ русского генерала графа Либенскова оказался не по голосу. Тем не менее солисты убедили, что чувствуют живой и искрометный стиль Россини. В стране, в отличие от всего мира знающей «лебедя из Пезаро» исключительно по «Севильскому цирюльнику», вдруг явился ансамбль певцов, владеющих языком знаменитого композитора. Это и оказалось главным событием российского дебюта славной коронационной шутки.
Марина БОРИСОВА