Время новостей
     N°120, 10 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2001
Запущенный вопрос
В Центральной музыкальной школе новый учебный год начнется без первоклассников
О том, что у ЦМШ дела плохи, в музыкальных кругах знают все и давно. Со времени вынужденного переезда из старого здания в Собиновском переулке на далекий бульвар Карбышева школа растеряла многих блестящих педагогов. Ее репутация «кузницы талантов» сейчас изрядно подмочена как многочисленными внутренними скандалами, так и заметно снизившимся уровнем профессиональной подготовки детей. Ни для кого не секрет, что многие педагоги -- из-за мизерных зарплат -- занимаются со своими учениками только за дополнительную плату, частным образом договариваясь с родителями. Из ЦМШ по-прежнему выходят хорошие профессионалы, но их, однако, не сравнить со звездами прошлых лет -- Владимиром Спиваковым, Михаилом Плетневым, Наталией Гутман, Виктором Третьяковым, Владимиром Ашкенази и еще дюжиной корифеев.

Но скандал грянул только в этом году. Школе было отказано в лицензии на общеобразовательную деятельность -- это значит, что следующий учебный год в ней начнется без новых учеников, поскольку без лицензии нельзя проводить прием в первый класс. Проблемы с получением лицензии у ЦМШ (как и у ее единственного московского конкурента -- Гнесинской школы-десятилетки) возникали каждый год, потому что закон об образовании не регулирует деятельность нетиповых учебных заведений, вроде ЦМШ, где дети одновременно получают и общее среднее, и специальное образование. На практике музыкальным дисциплинам в школе отдается предпочтение перед общеобразовательными, сокращение которых и вызывает упреки лицензионной комиссии. Однако в этом году та «вольница», которая имеет место в ЦМШ (в ней, например, нет преподавателя истории в средних классах), возмутила не только Министерство образования, но уже и прямого хозяина школы -- Министерство культуры.

Пристальное внимание к ЦМШ, которому теперь так дивится ее директор Сергей Усанов, является -- помимо ухудшения репутации школы -- логическим продолжением жесткой политики Михаила Швыдкого, занятого ревизией всех крупных музыкальных институций столицы, от Большого театра до Госоркестра. Когда очередной раз возникла проблема с лицензией, министерство послало в ЦМШ сразу две комиссии. На министерской коллегии был представлен огромный список нарушений -- от антисанитарии и подозрительной неразберихи в финансовых делах (таинственно исчезающие деньги, выручаемые за обучение иностранных учащихся, за сдачу помещений в общежитии школы) до поддельных (!) печатей и подписей в новом уставе школы, принятом в 2000 году. Материалов для приказа об увольнении директора оказалось достаточно.

Но тут начались странности. Приказа до сих пор нет, потому что, как объясняют в министерстве, в решающие моменты Усанов брал больничный лист (по КЗоТу человек не может быть уволен, находясь на больничном). Усанов тем временем провел пресс-конференцию, на которой свою вину отрицал, а во всем обвинил Минкульт. Дескать, обещали возвратить ЦМШ в центр через два года, а вместо этого растянули долгострой на пятнадцать лет, отчего все неприятности школы и произошли. Чиновники, впрочем, утверждают, что последние три года строительство нового здания на прежнем месте финансируется исправно, хотя, возможно, и не достаточно. Усанов собирается судиться с Минкультом, но даже если он дело выиграет, вряд ли это поможет школе. Министерство же занято только тем, чтобы снять Усанова, -- ни реальной кандидатуры на его место, ни ясного плана по выходу из кризиса, похоже, у чиновников нет. По новому уставу, кстати принятому при Усанове, директор назначается министерством, а не избирается коллективом, как прежде.

Конечно, такая именитая и авторитетная школа, как ЦМШ, не может просто так исчезнуть, о чем в панике кричали ее работники. Однако сегодняшнее ее состояние действительно вызывает беспокойство. Новому хозяину ЦМШ, если он наконец появится, предстоит гора разнообразных дел: придется заняться строительством здания, история финансирования которого требует специального расследования, уладить проблемы с лицензией и, наконец, вытащить школу из творческого кризиса. Пока же воз и ныне там -- нынешний директор борется за свое место, министерство сражается с директором, а первоклассников в одной из самых знаменитых российских музыкальных школ в этом году не будет.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ