Время новостей
     N°8, 21 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2005
Казначейские каникулы
Из-за путаницы с банковскими реквизитами некоторые госслужбы отдыхали лишние 10 дней
Отделения паспортно-визовой службы Москвы вчера после 20-дневного перерыва, вызванного сначала новогодними каникулами, а затем бюрократической неразберихой, все же приступили к приему заявлений на выдачу загранпаспортов у жителей столицы. После того как во вчерашнем номере газета «Время новостей» рассказала о том, что несогласованность действий силовых и финансовых ведомств, не удосужившихся своевременно разослать на места новые реквизиты для оплаты госпошлины за оформление документов, обернулась по сути параличом работы паспортистов, чиновники постарались исправить свои ошибки. Удалось установить и ответственных за срыв работы -- это Федеральное казначейство и Федеральная миграционная служба. Во всяком случае заместитель директора ФМС РФ Виктор Вохминцев в беседе с корреспондентом «Времени новостей» частично признал вину своего ведомства, которое с 1 января 2005 является «администратором средств, поступающих с оплаты госпошлин за оформление паспортно-визовых документов».

По словам г-на Вохминцева, накануне вступления в силу обновленных статей Налогового кодекса, определяющих размеры госпошлины и порядок ее уплаты, казначейство должно было открыть соответствующие счета в Сбербанке. Однако финансисты не сделали этого до Нового года, а после длительных праздников «проявили нерасторопность». Не подгоняли казначейство и работники миграционной службы. «Нам сказали, что сообщат реквизиты, мы и ждали», -- признался г-н Вохминцев, отметив, что большого значения отсутствию новых реквизитов в ФМС не придавали. «Мы даже не подозревали, что на местах такое творится, -- заверил он корреспондента «Времени новостей». -- Если бы все это не начало всплывать на поверхность, то данные из казначейства вряд ли поступили бы к нам раньше февраля».

Справедливости ради отметим, что перекладывать ответственность на низовые службы, которые отказывали москвичам в приеме документов, представитель ФМС не стал. «Да, тут мы виноваты, плохо объяснили им, что к чему», -- сказал заместитель главы службы. По его словам, руководство полагало, что в переходный период паспортисты будут принимать квитанции со старыми реквизитами. «Если человек заплатил по новому тарифу, то совершенно неважно, на какой из счетов поступили деньги. К сожалению, сотрудники на местах этого не поняли и решили, что старые платежки совсем утратили свою силу», -- сказал г-н Вохминцев, отметив, что новые банковские реквизиты понадобились не только потому, что госпошлина отныне поступает не в местные бюджеты, а в федеральный. «Раньше никто не знал точно суммы доходов от оплаты госпошлин за оформление паспортно-визовых документов, а теперь нас заставили считать эти деньги», -- объяснил он.

Узнав из прессы о проблемах москвичей, руководство ФМС постаралось разъяснить суть происходящего сотрудникам паспортно-визовой службы, а также, получив в казначействе новые реквизиты, разослало их по столичным ОВД. Впрочем, несмотря на то что неразбериха случилась в не самые жаркие для поездок за границу дни, можно предположить, что следствием ее будет увеличение очередей в паспортных столах -- ведь все те, кому было отказано в приеме документов, снова придут подавать их на оформление.

Между тем вызванный отсутствием новых реквизитов кризис наблюдается и в других сферах. Из-за увеличения с нового года ряда госпошлин и изменения порядка их уплаты поменялись банковские реквизиты и коды бюджетной классификации для многих сборов, которые приходится платить гражданам за услуги государства. А поскольку чиновники центральных аппаратов финансовых и фискальных ведомств не торопятся сообщить новые счета бюрократам низшего звена, эти услуги зачастую просто не оказываются.

В частности, внесла сумятицу неопределенность с пошлинами и в работу судов. В нескольких московских судах, куда позвонил корреспондент "Времени новостей", ему не смогли назвать новые реквизиты, которые нужно вносить в квитанцию при оплате госпошлины. При этом уточнили, что необходимые данные обнародуют в течение недели -- десяти дней. Между тем заявление в суд будет оставлено без движения, если к нему не приложена квитанция об оплате госпошлины (разумеется, за исключением той категории дел и истцов, которые освобождены от этого платежа). Так что в ожидании разъяснений правительственных финансистов замерло все российское правосудие.

Правда, в некоторых судах относятся с пониманием к бюрократическому недосмотру и не отказывают гражданам в защите их прав. «Там прямо говорят, что, мол, это не вина сторон, и потому принимают заявления, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Алексей Паршиков. -- Где-то принимают старые платежки, но какие-то суды оставляют заявления без движения. Я бы порекомендовал тем, у кого есть такая возможность, подождать с обращением в суд, пока не будет внесена ясность в этот вопрос». Некоторые суды, впрочем, уже знают свои реквизиты. Например, соответствующую информацию вывесил на свой сайт Конституционный суд РФ. А в Федеральной налоговой службе корреспонденту «Времени новостей» заявили, что вся информация, необходимая судьям, милиционерам и иным органам власти, по новым кодам бюджетной классификации размещена на сайте ведомства.

И тем не менее нельзя не заметить, что отдельные госструктуры, пользуясь неразберихой, смогли продлить себе и без того длинные новогодние каникулы еще минимум на 10 дней. «Здесь можно говорить о том, что государство просто не выполняет свои функции, -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Попов. -- И те, кто из-за этого понес какие-то убытки, могут подать в суд на государство в связи с бездействием органов власти».

Анна ШПАК, Юрий КОЛЕСОВ