|
|
N°8, 21 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Квартал спокойствия
Москва и Подмосковье договорились о льготном проезде пенсионеров до 1 апреля
Жесткие переговоры между подмосковными и столичными властями о том, кто, кому и сколько должен платить за проезд областных пенсионеров в московском транспорте, наконец завершились. С 12 часов четверга проезд в метрополитене для областных льготников стал бесплатным. Правда, для того, чтобы устранить одну из главных причин прокатившихся по Подмосковью митингов, потребовалось и вмешательство федерального правительства, рассудившего увлекшихся торгом руководителей регионов.
Дело в том, что хотя соглашение между и.о. губернатора Подмосковья Алексеем Пантелеевым и мэром Москвы Юрием Лужковым подписано и вступило в силу, по ключевым вопросам договориться так и не удалось. Напомним, что подмосковные власти соглашались предоставить московским пенсионерам бесплатный проезд в области, требуя взамен бесплатного проезда своих льготников по Москве. Однако мэрия соглашалась предоставить лишь наземный транспорт, требуя от соседей отдельно оплачивать услуги Московского метрополитена. Сумма за проезд в подземке подмосковных льготников называлась весьма внушительная -- 4 млрд руб. в год. Кроме того, власти столицы требовали сохранить льготу своим пенсионерам и в коммерческом транспорте Московской области -- а его доля сегодня составляет до 70% перевозок. В областном бюджете таких денег нет, однако проблему надо было решать срочно. В результате чиновники двух регионов вынуждены были воспользоваться посредничеством федеральных властей. На прошедшем в среду совещании глава Минфина Алексей Кудрин рассмотрел взаимные финансовые претензии Москвы и Подмосковья и пообещал заплатить метрополитену спорную сумму из федерального бюджета. По поводу коммерческого транспорта сторонам пришлось согласиться на компромисс: льгота для москвичей будет действовать только в том случае, если на маршруте нет альтернативного муниципального транспорта.
Не успели договоренности вступить в силу, как каждая из сторон поспешила записать победу на свой счет. Первой об успехе и, следовательно, ликвидации почвы для акций протеста заявила отвечающая в Москве за социальную политику заместитель мэра Людмила Швецова. В свою очередь и.о. губернатора Пантелеев, отчитываясь перед Мособлдумой об итогах переговоров с министром финансов, заявил, что «федералы, заслушав оба региона, приняли сторону подмосковных властей и призвали Москву пересмотреть свои позиции, чтобы прийти к паритетному соглашению». Наконец, о крупном успехе в сфере снижения социальной напряженности заявил Алексей Кудрин на вчерашнем заседании в Белом доме. Сообщив кабинету, что проблемы проезда подмосковных льготников в московском транспорте больше не существует, он не забыл упомянуть, кого за это следует благодарить. «Предложения, которые сделаны правительством, уже реализуются на практике», -- скромно уточнил министр.
Однако результатом компромисса, которым так гордятся все чиновники, стало соглашение с весьма туманным механизмом его реализации. Раньше для проезда в московском транспорте льготникам из Подмосковья было достаточно предъявить пенсионное удостоверение или другой документ, подтверждающий право на льготу. Подобную схему решено сохранить лишь до 20 февраля. За этот срок Московская область должна изготовить для своих льготников специальные транспортные карты и раздать их через органы социальной защиты. Но и эти карты будут действительны только в течение месяца. Кроме того, к апрелю истечет срок с таким трудом подписанного «временного» соглашения Москвы и области. Кончатся и деньги, обещанные Минфином на компенсацию затрат Московского метрополитена в первом квартале. Столичные власти, правда, уже предлагают Подмосковью использовать свой опыт введения «социальной карты москвича». Однако даже Москве на обеспечение льготников такими чип-картами понадобился не один год, поэтому вряд ли областные власти успеют реализовать столь масштабный проект до апреля, да и денег в подмосковном бюджете на это не хватит -- ведь только изготовление одной социальной карты обходится примерно в 1 доллар.
Александр ГУДКОВ