|
|
N°8, 21 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Льгота как медаль -- висит, но не греет"
В начале прошлой недели вице-спикер Совета Федерации Светлана ОРЛОВА, возглавляющая рабочую группу верхней палаты парламента по практической реализации закона о льготных выплатах, сообщила, что сенаторы обратятся в Счетную палату с предложением провести проверку региональных бюджетов в связи с нарушениями закона о льготных выплатах в ряде субъектов. Сегодня коллегия Счетной палаты обсудит методику такой проверки. О том, что именно хотят выяснить про монетизацию представители регионов в самих регионах и кто виноват в дестабилизации ситуации со льготами в январе, корреспондент «Времени новостей» Дарья ГУСЕВА попросила рассказать Светлану ОРЛОВУ.
-- Светлана Юрьевна, что именно вы попросите проверить Счетную палату в регионах?
-- Запрос в Счетную палату мы пока не написали, этот вопрос еще не обсуждался на заседании рабочей группы. Наверное, мы попросим по ряду регионов просто проверить исполнение бюджета. Причем и в проблемных, и в «хороших» регионах. Счетная палата сейчас сама обсуждает этот вопрос. Может, мы и удовлетворимся тем, что сделают они.
-- Почему все, что сейчас происходит в регионах, стало неожиданностью для власти? И почему Совет Федерации, палата регионов, не предупредил правительство о неготовности регионов выполнять закон?
-- Когда мы в августе принимали закон о замене льгот денежными компенсациями, параллельно было принято постановление Совета Федерации из восьми пунктов. Мы обращались к правительству и Госдуме и говорили, что без учета этих пунктов могут возникнуть проблемы. В частности, мы предлагали софинансирование компенсаций по льготам для политических репрессированных -- сами регионы это не потянут. Теперь льготы для репрессированных вошли в трансферт, который федеральный бюджет распределит между субъектами федерации. Труженики тыла -- тоже очень серьезная нагрузка на регионы. Мы просили, чтобы их финансирование целиком взяли на федеральный уровень. Тогда у регионов остались бы ветераны труда и репрессированные. И не произошло бы такого невыполнения закона, какое мы имеем сейчас.
Но я бы не искала здесь крайних. Впервые за многие годы принят законопроект, который коснулся 34 млн человек. И люди вместо мнимых льгот получают денежные компенсации. Раньше часть закрепленных законодательно льгот вообще не была обеспечена финансово. Я была депутатом Думы второго созыва и прекрасно помню, как приезжала в регион и мне жаловались льготники: мол, ЖКХ нас гонит и говорит, что ему плевать на федеральный закон, потому что закон финансово не обеспечен. Врать дальше было нельзя! Пусть лучше мы это больно перенесем. А то есть льгота, но она как медаль -- висит, но не греет. И я ей не пользуюсь. Смысл реформы в том, чтобы те услуги, которые мы должны получить от государства, приходили людям, а не тем компаниям, которые завышали и тарифы на транспорт, и цены на лекарства.
-- С натуральными льготами понятно. Но были ли, по-вашему, финансово обеспечены регионы для выплаты денежных компенсаций?
-- После принятия закона Совет Федерации не успокоился, а продолжил работу. Мы создали рабочую группу. На наших заседаниях присутствовали и члены правительства, и представители регионов. Прошло девять заседаний, на которых отчитывались председатели законодательных собраний регионов, потому что именно они должны были принимать местные законы о льготах. Последнее прошло 24 декабря, отчитывался Сибирский федеральный округ. Присутствовали представители Минфина, Минздрава, договаривались с региональными властями. В конечном счете 34 млрд руб. ушло из федерального бюджета в региональные в ноябре--декабре. Этого должно было хватить на проезд, который должен быть обеспечен в городском транспорте. Осталась льгота по связи и по ЖКХ. Ушли опережающие трансферты, 10 декабря мы приняли бюджет, чтобы Пенсионный фонд мог выплатить в декабре январские пенсии. Времени с момента принятия закона было достаточно. Что, ситуация, например, с проездом в Москве и Московской области не была понятна местным властям? Регионы должны были работать!
Вот, например, у нас в Кемерове проводился постоянный мониторинг ситуации. Губернатор Аман Тулеев каждую неделю собирал всех депутатов и членов Совета Федерации, все категории льготников, аптечных и медицинских работников. Вот у нас и нет проблем практически. А некоторые регионы не отработали, некоторые зажали деньги, не выплатили людям, некоторые джипы купили для администрации. И теперь важно, чтобы все ветви власти отработали достойно. Чтобы люди не ухудшили свое положение.
-- Но регионы постоянно предупреждали Москву, что не готовы начать монетизацию в такие сроки...
-- В принципе регионы защищали этот закон при условии бюджетного выравнивания и трансфертов. Они сами говорили, что возможность есть. А мы их слушали и верили. Но на всякий случай оставили резерв на первый квартал 2005 года в 5 млрд руб. Изначально на бюджетное выравнивание было заложено 10 млрд руб., а по просьбам членов Совета Федерации сделали 37 миллиардов.
-- Как теперь, в ситуации массовых выступлений пенсионеров, быстро исправить ситуацию?
-- Президент уже сказал, что делать. Нужно провести опережающую индексацию пенсии на 240 руб. Начать по транспорту софинансирование регионов, ввести единый проездной билет для федерального и регионального льготника. В Питере так сделали. Резервы в федеральном бюджете, чтобы выровнять ситуацию, есть. Но важно, чтобы все было на основании принятого закона. И деньги нужно давать только тем регионам, которые все обязательства выполнили и отдали деньги людям.
-- Существует ли вероятность отмены закона?
-- Отмена закона невозможна. Но в нем написано, что регион сам определяется, как ему поступить со льготами. Часть регионов оставили себе натуральные льготы. Но они могут в течение года поменять категории, кому будут выплачивать компенсации, а кому оставлять льготы.
-- Сейчас в Думе оппозиция собирает подписи под вынесением вотума недоверия правительству. Решит ли отставка кабинета Фрадкова проблему?
-- Боюсь вспоминать те истеричные времена, когда за короткий отрезок менялось по пять премьеров. А в это время создавался олигархический капитализм, еще больше обирались люди, не платилась пенсия, зарплата, шахтеры выходили на улицу. Пусть правительство работает стабильно. Если что-то не получилось, пусть переделают, там же профессиональные люди. Кстати, я не помню ни одного закона, над которым бы так долго работал сам премьер-министр. Он владеет ситуацией, знает картину. А то мы всегда ищем виноватых.
Беседовала Дарья ГУСЕВА