|
|
N°7, 20 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Петр Порошенко: У меня нет конкурентов
Главной интригой политической жизни Украины остается борьба в окружении Виктора Ющенко за пост премьера страны. В числе претендентов называют Юлию Тимошенко, лидера партии «Солидарность» и главу бюджетного комитета Верховной рады Украины Петра Порошенко, лидера социалистов Александра Мороза, главу Партии промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха. О своих политических взглядах и планах «Времени новостей» рассказал Петр ПОРОШЕНКО.
-- Вас называют одним из главных соперников Юлии Тимошенко в борьбе за пост премьера. 15 января она заявила, что ее право на этот пост закреплено в коалиционном соглашении с блоком «Наша Украина».
-- Я не соперничаю ни с Тимошенко, ни с другими людьми из команды Ющенко. Во время составления коалиционного соглашения я был членом рабочей группы. Никаких документов, распределяющих правительственные посты, координационный совет кампании не подписывал. Выборы выиграли не «Блок Юлии Тимошенко» и не партия «Солидарность», а коалиция Виктора Ющенко. За результативность власти будет отвечать вся команда. Независимо от того, кто станет премьером, эта команда останется единой.
-- Лидер социалистов Александр Мороз заявил, что Порошенко не может претендовать на пост премьера, поскольку имеет отношение к бизнесу.
-- Уже почти семь лет я нахожусь в политике и не руковожу предприятиями. В 2001 году я и депутатская группа «Солидарность» приняли решение -- идти в оппозицию к действующей власти. И это главный аргумент против всех попыток связать меня с бизнесом.
Не стоит понимать принцип отделения власти от бизнеса примитивно -- у нас есть сотни «чистых политиков», которые прямо-таки купаются в деньгах, поскольку активно лоббируют интересы коммерческих структур. В Украине по образцу развитых стран должен быть построен прозрачный механизм контроля, при котором политик не сможет использовать властные полномочия для поддержки или подавления бизнеса.
-- Ваши конкуренты говорят, что вы хороший тактик, но не очень опытный стратег. Что бы вы им ответили?
-- У меня нет конкурентов.
-- Как вы относитесь к идее люстрации? Надо ли запретить занимать государственные должности высокопоставленным чиновникам эпохи Кучмы?
-- В Украине была коррумпирована почти вся властная вертикаль. Поэтому новое правительство начнет с жестких антикоррупционных действий. Однако слово «люстрация» я на дух не выношу. Я против кампаний вроде китайской «культурной революции». Если же чиновник преступил закон и его вину доказал суд, то он должен за это отвечать.
-- Каковы будут первые шаги будущего правительства Украины?
-- Будет создана мощная рабочая группа, которая разработает пути реализации программ, с которыми Ющенко шел на выборы. Деньги на их финансирование будут выделены в процессе пересмотра бюджета 2005 года и увеличения его доходных статей за счет вывода прибыли госпредприятий из тени. Возможен пересмотр итогов приватизации отдельных предприятий. В перечне приоритетных задач -- пенсионная, муниципальная и военная реформы. Будет проведена аграрная реформа, нацеленная на преодоление разрыва в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
-- Будет ли реформирована налоговая система?
-- Это будет сделано до 2006 года. Мы сократим перечень и ставки налогов, расширим базу налогообложения. Платить налоги станет престижно, притом платить будут все. Будет ликвидировано нарушение конкуренции в свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития. Эти меры должны вывести экономику из тени и снизить нынешний высокий уровень коррупции. Если же не желающий платить бизнес объявит власти войну, то это будет уголовный бизнес со всеми вытекающими последствиями. Государство имеет достаточно сил и средств, чтобы навести порядок в этой сфере.
-- Что придется сделать, чтобы производство встало на ноги?
-- Лучшее средство для процветания бизнеса -- честная власть и здоровая конкуренция. У нас были монопольные отрасли, куда никого не допускали, кроме президента и нескольких членов правительства. Предприятия этих отраслей составляли экспортный потенциал страны. На самом деле это не бизнес, а грабеж -- монополисты устанавливали нереально высокие цены, а полученные прибыли вывозили за рубеж. Теперь такого не будет.
-- В России в 1991 году произошла демократическая революция, которую возглавил Борис Ельцин. Однако многие идеалы той поры теперь позабыты. Не ожидает ли то же самое и Украину?
-- В 1991 году я даже прилетел в Москву, чтобы принять участие в этих событиях. Тогда мне очень импонировал образ Ельцина. Однако проводить параллели не совсем корректно. Виктор Ющенко относится к другому поколению -- для его команды общенациональные приоритеты выше личных интересов. За годы работы в оппозиции мы прошли через множество испытаний, которые выработали у каждого члена нашей команды стойкий иммунитет к нечестным методам политической игры.
-- Что нового привнесет команда Ющенко в российско-украинские отношения?
-- Эффективность и предсказуемость. Именно во время премьерства Ющенко наблюдался рост товарооборота между нашими государствами. Янукович не смог бы сделать и десятой доли того, что по плечу Ющенко и нашей команде. Его обещания защитить российский бизнес -- классическая демагогия, ведь в Донецкой области нет российского капитала. Янукович вспомнил о статусе русского языка лишь накануне выборов -- два года премьерства эта тема его не волновала. А у меня, кстати, сын закончил русскую школу, а в вуз должен был поступать, сдавая экзамены на украинском. После "оранжевой революции" он общается преимущественно на украинском.
-- Угрожает ли пересмотр прав собственности российским инвесторам?
-- Мне нравится высказывание Путина: кто честно купил собственность, тому ничего не угрожает.
-- Какой будет судьба Единого экономического пространства (ЕЭП) с участием России, Украины, Казахстана и Белоруссии, а также российско-украинского газотранспортного консорциума?
-- О газотранспортном консорциуме я ничего не могу сказать: Кучма скрыл от Рады эти документы. Не хотелось бы, чтоб создание ЕЭП превратилось в болтовню о создании совместных наднациональных органов. Такие декларативные заявления бьют по имиджу наших стран. Я был бы рад наполнить ЕЭП реальным смыслом: нужно ликвидировать двойное налогообложение и таможенные барьеры, создавать новые рабочие места. Украина имеет огромное значение для транзита энергоносителей, велик потенциал двусторонних культурных и научных программ. И я уверен, что у таких проектов большое будущее. Мы заинтересованы в том, чтобы в Украину пошли инвестиции, поэтому наши действия будут предсказуемы, прозрачны и понятны.
-- Будет ли разорвано трехлетнее соглашение о реверсном использовании нефтепровода Одесса--Броды для прокачки российской нефти?
-- Здесь компромисс будет найден быстрее, чем где бы то ни было. Этот вопрос для России не знаковый, а Украина располагает достаточным пространством для компромисса.
-- Подаст ли Украина официальную заявку на вступление в НАТО?
-- Украина подаст заявку на вступление в ЕС -- это один из основных тезисов кампании Ющенко. Если вступление в Евросоюз будет связано с рядом оборонных инициатив, включая сотрудничество с НАТО, данное направление также будет отрабатываться. Будет ли это сделано в противовес России? Думаю, нет, поскольку Москва также заинтересована в комплексе мер безопасности в регионе.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев