|
|
N°119, 09 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налоговый рай
Фискальные новшества все больше нравятся властям
Изнемогающие от добровольно-принудительных летних работ по законодательному обеспечению разнообразных реформ депутаты близки к завершению плана по налоговым законам. В пятницу Дума приняла в целом одну из ключевых глав второй части Налогового кодекса -- о налоге на прибыль, одобрила во втором чтении поправки в главу об акцизах и благословила (во втором же чтении) новый налог на добычу полезных ископаемых. Главу о таможенных пошлинах думцы перенесли на осень, и до каникул им остается лишь принять в первом чтении главу НК о налоге с продаж.
Но и уже принятого достаточно, чтобы народные избранники с чувством выполненного перед родиной долга отправились на курорты. В Генуе на встрече «восьмерки» Владимир Путин помимо прочих своих свершений сможет щегольнуть одним из самых низких в мире налогом на прибыль. Российские политики всех калибров и мастей уже записали 24-х процентный налог на прибыль в свой актив с явным расчетом на долговременные политические дивиденды.
Третье чтение главы о налоге на прибыль прошло без неожиданностей. Наиболее упорные лоббисты (в частности, защищающие интересы бизнеса, работающего под крышей инвалидных предприятий и организаций), тяжело переживающие отмену всех и всяческих льгот (что и было платой за снижение ставки налога на 11%), в последний раз пытались побороться. Но им удалось лишь на десять минут отсрочить голосование.
Еще более мирно проскочили поправки в закон об акцизах. Водочное лобби, быть может, сраженное жарой, даже и не пыталось оспорить инициативу думцев о повышении ставки акциза на свою продукцию на 12%, а не на предложенные правительством 5%. Прочие всегда активные при обсуждении акцизов лоббистские группировки -- пивовары, пробившие нулевую ставку на безалкогольное пиво, и табачники, добившиеся отмены нулевой ставки на импортное табачное сырье, -- очевидно, ждали положительного голосования, чтобы откупорить шампанское. На этот напиток, как и на прочие подакцизные товары со специфическими ставками, с 2002 года акциз повышается на 12%.
Самое мощное лобби -- нефтяное -- акцизы отныне и вовеки веков не интересуют. Почти окончательно одобренный Думой (осталось еще третье чтение) налог на добычу полезных ископаемых освобождает компании от необходимости платить акциз на нефть. Теперь вместо роялти, налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и акциза они будут отдавать казне лишь налог на добычу. Он составит 16,5% с 2005 года и 340 рублей, проиндексированные в зависимости от мировых цен на нефть, -- в ближайшие три. Аналогичный налог, только по другим ставкам, будет взиматься за добычу всех прочих видов полезных ископаемых.
Впрочем, ставок никто не оспаривал. Наибольшие споры между депутатами и правительством вспыхнули вокруг дележа денег от нового налога. Кабинет легко настоял на переносе этого вопроса из налогового в бюджетное законодательство. Но, удовлетворив техническое желание правительства, думцы не желали уступать в распределении налога между уровнями бюджетной системы. В отношении общераспространенных полезных ископаемых, 100% налога от добычи которых будет поступать в региональные бюджеты, чиновники и не спорили. Кабинет смирился с тем, что большая доля -- 60% -- от добычи всех полезных ископаемых (кроме углеводородов) также останется в казне субъектов Федерации, а от добычи нефти и газа в федеральный бюджет будет перечисляться 80% (а не 85%, как мечтал Минфин). Настоящая борьба развернулась вокруг налога на углеводороды, добываемые в так называемых сложных регионах (когда в состав области или края входит еще автономный округ). И хотя таких регионов, как напомнил глава МЭРТ Герман Греф, всего семь (правда, там и добывается основная часть углеводородов), накал страстей был столь силен, что искать компромисс министру пришлось на совещании с лидерами фракций. Правительство, отщипнув 4,5% от доли автономных округов, сумело настоять на более выгодной, чем рекомендовал Думе бюджетный комитет, пропорции: 74,5% налога получит центр, 20% -- регионы, 5,5% -- округа.
Удалось кабинету смягчить и положение законопроекта о доступе к трубопроводам. В исходной редакции оно возмутило не только членов правительства, но и отдельных депутатов. Максим Коробов («Единство») настаивал на том, что эта поправка вообще из другой оперы -- о магистральном трубопроводе -- и к налоговым вопросам отношения не имеет. Но ведшее законопроект с самого начала лобби крупных нефтяных компаний билось за свои интересы до конца, и поправка, хотя и в усеченном виде, осталась. Лоббистам едва не удалось пробить и предложение, которое вменяло в обязанность компаниям, закачивающим в трубу нефть более низкого качества, компенсировать разницу в цене тем, кто поставляет более дорогой товар. Этому воспротивились представители субъектов (в частности, глава «Российских регионов», депутат от Татарии Олег Морозов), на территории которых добывается нефть невысокого качества, и поправка была дезавуирована.
Дважды зазевались и сами лоббисты -- и члены «Яблока» провели положение о том, что налогоплательщики, освобожденные на момент принятия закона от уплаты ВМСБ, платят налог на добычу с коэффициентом 0,7. Однако исключение из общего порядка сделано только для них и для тех, кто работает на условиях СРП, -- они будут платить половину налога на добычу. Прочие попытки дифференцировать ставку были провалены. Исключение не было сделано даже для старых и низкодебетных скважин. Поправка, вводящая половинную ставку для таких месторождений, при повторном голосовании была отклонена.
На единой для всех ставке настаивало и правительство. Его представителей также весьма порадовало, что Дума прислушалась к другому пожеланию кабинета и отказалась от намерения установить в рассматриваемом законе предельные экспортные пошлины на какие-либо товары, кроме нефти. Правда, депутаты пообещали вернуться к этому вопросу осенью при обсуждении главы НК о таможенных пошлинах. Но до этого времени у металлического лобби, пока работающего почти исключительно через правительство, есть возможность завести надежных друзей и среди законодателей. Исполнительная власть же, более или менее ловко лавирующая между интересами различных лоббистских группировок и своим представлением о высших государственных интересах, своим очередным достижением на законодательном фронте довольна. "Этим законом в стране выстраивается открытая налоговая система", -- заявил замминистра финансов Михаил Моторин. Видимо, высокая оценка нового налога станет важным элементом правительственного агитпропа.
Светлана ЛОЛАЕВА