|
|
N°7, 20 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Все эти приемы и балы -- большая толкучка"
Как выглядит инаугурация президента США с точки зрения дипломата? Своими воспоминаниями с "Временем новостей" поделился Юлий ВОРОНЦОВ, посол Российской Федерации в США в 1994--1998 годах, участник встреч и переговоров президентов Бориса Ельцина и Билла Клинтона.
-- Главное мероприятие инаугурации -- принесение присяги. Посла России приглашают на него вместе со всем дипкорпусом. Происходит это на открытом воздухе, на ступеньках Капитолия. Присутствует все правительство, конгресс, сенат -- словом, огромное скопище народу. Одна трибуна выделена специально для дипломатов. Но длится вся процедура недолго. Рука на Библии, присяга и коротенькое заявление нового президента. Никаких особых речей нет.
После этого мы, дипломаты, перемещаемся на трибуны, заранее поставленные для нас у Белого Дома. А президент двигается от Капитолия к Белому Дому -- пешком. Происходит довольно значительный парад -- оркестры, группы студентов, небольшие армейские подразделения в пешем строю. Но и это все длится недолго, и для нас совсем необременительно -- если погода хорошая. Однако погода в это время в Вашингтоне обычно ужасная, снега не бывает, но поливает холодный дождь. Поэтому я с этого дела в дождь обычно смывался, потому что нечего там стоять и смотреть, как проходят студенческие оркестры.
Вечером бывает несколько больших балов, куда также приглашают дипкорпус и послов. Президенту, естественно, тоже там надо быть и протанцевать круг со своей супругой. Но послам танцевать ни к чему.
-- Вам не положено?
-- Места нет -- огромное количество людей! А к первой леди и не подпустят, поскольку там еще и много-много охранников в штатском. Покрутятся президент и его супруга один кружочек и уходят на следующий бал, где тоже надо один кружочек прокрутиться. Приглашенная публика в основном не танцует, потому что тесно, а закусывает и хорошо надирается. Этим все и кончается.
-- Во что должны быть одеты дипломаты?
-- В пальто, желательно теплое! А на балу надо быть в смокинге и при бабочке или в деловом темном пиджаке. Но некоторым дипломатам, восточным людям, не положены смокинги и пиджаки, они надевают свою традиционную одежду. Но в такой толпе все равно ничего толком не разглядишь.
-- Полагается ли дарить президенту какие-нибудь подарки на инаугурацию?
-- С подарками там тяжело. Президент США имеет право принимать подарки стоимостью не свыше 50 долл. Такие подарки никому не нужны, с ними только морока.
-- Происходит ли какая-нибудь официальная процедура знакомства президента с дипломатами?
-- Нет, никакого представления новому президенту не требуется. Правда, вскорости президент приглашает послов группами в Белый Дом на чашку чая или виски. Там можно и поздороваться, и поговорить с ним, хотя обычно к президенту стоит большая очередь. А всех послов сразу очень тяжело принять -- это 250 человек.
-- Есть ли какой-нибудь политический смысл в подборе группы послов?
-- Это делается больше по алфавиту, чтобы никому обидно не было.
-- Готовятся ли дипломаты к приемам и балам по случаю принесения присяги, идет ли на них какая-то работа?
-- Все эти приемы и балы -- большая толкучка. Огромное количество людей приезжает из разных штатов, поэтому там никаких дел не сделаешь и ничего не провернешь. Важная работа начнется дальше -- с президентом, с его окружением. Тем более что теперь новым госсекретарем будет Кондолиза Райс. С ней надо обязательно пообщаться и завязать деловой контакт. Так же, как и с министром обороны. На этом посту, правда, остается все тот же чудаковатый министр (Дональд Рамсфелд. -- Ред.), но остальные члены правительства меняются, и довольно серьезно. Инаугурация -- это праздник, а настоящая работа начинается после нее.
Беседовала Валентина КУЛЯБИНА