|
|
N°7, 20 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сложности свободы
В Доме музыки открывается «Брамс-фестиваль»
После изящной, объемной, собравшей много прекрасных музыкантов, но почти не собравшей публики прошлогодней «Моцартианы» Дом музыки решил не оставлять остроумную идею монофестивалей без внимания и организовал серию концертов, посвященных Брамсу. Цикл открывается сегодня, а то, что главное фестивальное событие назначено прямо на первый день, никого, кажется, не смущает: после того, как сегодня прозвучит «Немецкий реквием» в исполнении Большого симфонического оркестра Владимира Федосеева, детского хора академии Виктора Попова и солистов -- австрийца Бенно Шоллума и россиянки Майи Дашук, -- публике будет представлено еще пять концертов, тщательно выстроенных и интригующих. Антология музыки Брамса прозвучит в исполнении британского пианиста Джона Лилла, скрипачей Владимира Спивакова и Доры Шварцберг, виолончелистов Татьяны Васильевой и Александра Рудина, дирижеров Владимира Федосеева, Окко Каму и Томаса Зандерлинга, органистки Людмилы Голуб.
На пресс-конференции заместитель генерального директора Дома музыки Иван Попов на вопросы о том, почему выбран именно Брамс и кому принадлежит идея (в прошлом сезоне Моцарта ММДМ предложил виолончелист Александр Рудин), отвечал уклончиво. Но очевидно, что композитор, сочинявший в самых разных жанрах и, кроме того, много писавший для органа (Дом музыки только что обзавелся собственным инструментом и должен его осваивать), -- вполне подходящая фигура для фестивального посвящения. Стилевое переключение с классицизма на XIX век придает гибкости всей монофестивальной концепции. А решение не сопровождать программу ряжеными в фойе (на «Моцартиане» публику в антрактах смущали граждане в камзолах, то слонявшиеся без дела, то так же робко что-то игравшие на музыкальных инструментах) кажется абсолютно здравым. Климат эпохи и очарование эстетики придется воссоздавать самим музыкантам.
Герой концерта-открытия Владимир Федосеев на пресс-конференции подробно рассказывал о сложностях, связанных с исполнением и восприятием музыки, эстетики, формы Брамса, припомнив даже о том, что Чайковский Брамса не терпел и тем самым повлиял на брамсовскую музыкальную судьбу в России: «Музыка Брамса живет здесь не так, как хотелось бы. Она звучит мало, и часто за нее берутся неопытные музыканты. А ведь ее могут хорошо исполнять те, кто достаточно прожил, кто имеет богатый жизненный и художественный опыт. Брамс сложен -- сложна его свободная форма, его доверие к публике и исполнителям. Эта свобода часто оборачивается излишней сентиментальностью или, наоборот, аффектацией. А здесь требуется огромный вкус. Брамса должны играть гениальные музыканты. Ведь гениальность -- это чувство меры и вкуса».
Федосеев рассказал, что в ответ на предложение участвовать в фестивале он сам выбрал «Немецкий реквием»: «Симфонии Брамса, которые я начал играть уже в довольно зрелом возрасте, я уже много записывал и много играл в Москве. А вот «Немецкий реквием» -- нет. Это масштабное сочинение. В нем есть не только оркестр, но и хор, и солисты. С детским хором была проделана замечательная работа -- это же почти молитвы, приходилось объяснять детям то, что даже родители подчас объяснить не могут. И когда дети все понимают, они начинают замечательно петь».
Кроме того, можно ожидать, что «Немецкий реквием» будет звучать убедительно не только в эстетическом смысле, но и в акустическом, -- по словам дирижера, когда в первый раз он играл в Доме музыки (это был «Реквием» Верди), он чувствовал акустические и связанные с балансом неудобства нового зала. Но сейчас во время репетиций ощущение было совсем другим. Так что можно рассчитывать на то, что «брамсовский принцип свободы будет осуществлен на сто процентов».
Юлия БЕДЕРОВА