|
|
N°7, 20 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гельман надвое сказал
Новый социокультурный проект стартовал в Москве
В Центральном Доме художника на Крымском валу, 10, открылась выставка с интригующим названием «Россия 2». Это начало пути новой программы, придуманной в далековатом прошлом галеристом, в недавнем прошлом политтехнологом, сегодня снова галеристом Маратом Гельманом. Что такое «Россия 2» и зачем нужна она? Об этом Марат Гельман рассказал в беседе с вашим обозревателем. Официальную Россию он маркирует номером один. Ее отличительные черты: управляемая демократия, любовь к президенту Путину, регресс сознания, выстраивание жесткой вертикали власти, пассивность социума, превращение свободы слова и творчества в досадный для многих атавизм. Бороться с этой первой Россией бессмысленно, считает Гельман. Общество пассивно. Система тотального лицемерия устраивает большинство. «Существует единственный позитивный подход: создание параллельной культурной системы. Для творческого выживания требуется платформа, поддерживающая разнообразие свободных художественных позиций. В «России 2» роль политики будет принципиально ниже, а роль культуры, искусства, частной жизни, дружбы, профессии -- выше».
Окрыленный такими обещаниями, зритель пришел на вернисаж. И что увидел? Под козырьком придуманной Олегом Куликом автобусной остановки поят шампанским. На стеклянной стенке остановки в формате привычной уличной рекламы -- фото спящей девушки в образе террористки-смертницы, обвешанной взрывчаткой. Шаг влево от остановки -- премилый городской фонтанчик от Василия Цаголова: какие-то пластиковые люди в штатском с «пушками» в руках справляют малую нужду в круглое корытце, в котором сидит скорчившийся, закрывший руками лицо пластиковый же мужичок. То, что с ним происходит, «описанием» и можно описать. Шаг вправо от остановки -- сделанные Александром Косолаповым бронзовые «Рабочий и колхозница» с бошками Микки-Мауса. Напротив остановки -- стилизованные под абстрактный экспрессионизм холсты Авдея Тер-Оганьяна со слоганами типа «Эта работа направлена на разжигание религиозной вражды». Перед ними на полу -- инсталляция художника Максима Мамсикова с глиняными фигурками в мизансценах «будни большого города». На терракотовый митинг собрались маленькие суетливые человечки, напоминающие пластилиновых героев мультиков Гарри Бардина.
Неужто все эти работы создают феерический образ другой страны, место эскапизма для частного человека, место, где можно возвышенно любить, счастливо дружить и даже пить шампанское? Спасибо, в другой раз. Или в другой зал. Но там, увы, все в том же «суровом» стиле. Комиксы про Путина от «Синих носов», зловещее и очень убедительно натуралистичное «Временное правительство» с макабрическими латексными рылами вместо лиц от Григория Острецова, фотоколлажная мусульманизация Европы от группы АЕС, тележвачка в формате видео от Аристарха Чернышева... Коллега Милена Орлова назвала получившийся имидж второй России неопередвижническим. Действительно, какая уж тут поэзия -- сплошной гражданский пафос и ядреный, «черноземный» стиль репрезентации. Нет, конечно, маленькие островки чистого искусства тоже имеются -- на фото Гора Чахала сияют солнечные протуберанцы. Бескорыстно так сияют, без подтекста и задней мысли. И ты действительно веришь, что название работы «Солнце правды, добра и красоты» простодушно и искренне, ни тени усмешки. Или вот объект Валерия Кошлякова -- иконописная горка, смоделированная из картонных коробок; удовольствие чисто эстетическое: удачный пространственно-пластический этюд...
Подобные работы на выставке оказываются беззащитны -- контекст их агрессивен, среда поедом ест. Ведь почти все художники, обустраивая свою светлую территорию «России 2», притащили на нее дорогие их сердцам мерзости «России 1». И выходит: сводить счеты с «Россией 1» для многих альтернативных мастеров, а также политтехнологов и галеристов куда более заманчивый вариант, чем смело, истово и безоглядно проектировать образ «России 2». Говорить о Любви и Дружбе всегда немного сложнее, чем делать актуальный репортаж на тему цензуры в России Путина. Да и как выстроить коллективную платформу на разрушающей ее в своей основе идее приоритета частного, приватного пространства творчества? Это очень трудная проблема, и первая выставка с ней не справилась. В самом делении России надвое наблюдается, на мой взгляд, известный синдром интеллектуального «распутья», растерянности уважаемого и талантливого человека, который так и не выбрал для себя окончательно, кто же он -- политтехнолог или галерист.
Однако парадокс в том, что сама по себе выставка как выставка очень даже получилась. Она не стала несущей конструкцией нового проекта, но позволила собрать хорошие произведения хороших художников на актуальные для страны темы. Тем более большинство картин и инсталляций было создано к вернисажу специально. А сможет ли проект «Россия 2» совершить переворот общественного сознания, как это удалось книге «Культура 2» Владимира Паперного, покажет время.
Сергей ХАЧАТУРОВ