|
|
N°7, 20 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старших надо слушаться
Пенсионеры поправили правительство
Правительство сдалось под натиском митингов и демонстраций пенсионеров, охвативших значительную часть территории России. Корректировка ставшего самым «знаменитым» в новейшей истории страны федерального закона №122 (о монетизации льгот) будет стоить федеральному правительству дополнительных 105 млрд рублей.
Как заявил вчера на селекторном совещании в Пенсионном фонде России министр финансов Алексей Кудрин, 90--100 млрд руб. придется потратить на незапланированное в бюджете повышение пенсий на 200--240 руб. с 1 марта и еще 5 млрд -- на оплату проезда федеральных льготников в городском и пригородном транспорте. История пока умалчивает о том, сколько дотирование проезда на транспорте будет стоить регионам. И какая им понадобится помощь центра (помимо 5 млрд руб.), чтобы успокоить не только региональных льготников, но и простых пенсионеров со студентами, которые в некоторых регионах России до сей поры тоже ездили в городском транспорте бесплатно.
Впрочем, пока министр финансов, во всяком случае публично, демонстрировал исключительную уверенность на фоне митингов протеста, продолжающихся по всей стране. Вчера на селекторном совещании в Пенсионном фонде, в работе которого принимали участие также министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, ответственные работники профильных министерств и руководители правительств субъектов, г-н Кудрин успокаивал, обещал поддержку, пропагандировал и агитировал. Даже неутомимый оратор г-н Зурабов на его фоне как-то потерялся.
Вообще-то два министра устроили сеанс "громкой связи" со страной, чтобы разъяснить представителям регионов, как им гасить социальный «пожар», связанный с проездом льготников на общественном транспорте. И очень увлеклись этой своей агитаторской миссией.
Михаил Зурабов в начале совещания предложил схему выхода из кризиса. Он сказал, что правительство придумало проект типового соглашения, где определен порядок и условия предоставления единого социального проездного билета на все виды транспорта -- как городского, так и пригородного. Соглашение должны заключать между собой территории и центр. Оно уравнивает в отношении проезда на общественном транспорте всех льготников -- и региональных, и федеральных. То есть деление на региональных и федеральных льготников применительно к транспорту, прописанное в законе №122, исчезает как класс. По словам г-на Зурабова, главное, что должны усвоить региональные власти: стоимость единого социального проездного не может превышать стоимости компенсации за него. Разницу между реальной и льготной стоимостью билета, по Зурабову, будет погашать региональный бюджет за региональных льготников, и федеральный -- за федеральных. Иными словами, дотации государства транспортникам остаются. И это главная корректировка закона № 122.
В откате от положений закона вынужден был признаться и министр финансов. «Мы не ставим задачу прекратить дотирование транспорта сейчас, -- сказал он. -- Но муниципальный транспорт прекращает свое существование. При старой системе деньги не доходили до транспортников. И мы должны сегодня заменить безадресные и не просчитанные дотации на дотации прозрачные. Это корректировка первоначальных планов».
«Корректировка, чтобы ответить на чаяния людей, смягчение», -- не скупился на слова главный финансист страны. Причем г-н Кудрин даже не стал корить власти регионов, которые ввели бесплатный проезд на общественном транспорте для всех пенсионеров и студентов. Он говорил о том, что это можно понять, что пенсии небольшие, что надо было в прежние времена как-то поддержать людей, вот депутаты местных парламентов и напринимали эти решения, которые теперь вышли федеральной власти боком. А теперь? Теперь, по словам г-на Кудрина, надо платить.
Несмотря на убаюкивающие речи главного финансиста страны, страна волновалась дальше. Представитель администрации Краснодара так прямо и заявил г-ну Кудрину: «У нас и выплаты все в срок, и при этом митинги. 500 тыс. обычных пенсионеров плюс более 400 тыс. ветеранов труда». И добавил: «Вы сбросили проблему на регионы». «Скажите, а кто раньше платил за пенсионеров?» -- поинтересовался министр. «Никто. Кто как», -- откликнулись из Краснодара. Но г-н Кудрин решил не припирать собеседника к стенке, напомнив лишний раз, что решения о бесплатном проезде -- инициатива исключительно региональных властей. Он вновь углубился в желание центра помочь регионалам. И ссудами, и кредитами, и дотациями.
Но вот в отношении митинговой деятельности главный финансист оказался суров. Он всячески настаивал на том, что масштаб протестных настроений раздут. «На дороги вышло меньшинство пенсионеров, протест выразило несколько десятков тысяч», -- активно повторял главный финансист. Правда, всего через час, по его же словам, их неожиданно оказалось более миллиона. Цитата: «По сути, активный протест выразил 1% населения». Известно, что население России составляет около 145 млн, и если у министра финансов все хорошо со счетом, то 1% -- это 1,4 млн человек.
Но как бы главный финансист ни занижал численность протестующих, он вполне реально оценивает, что протест этот плох и для него как представителя власти, и для правительства, и для президента. Именно поэтому г-н Кудрин вчера заговорил об опасной черте, на грани которой оказалась страна, об ударе, который наносят митингующие экономике своих регионов, о "политических спекулянтах" и "подстрекателях". Именно поэтому он предложил разобраться с подстрекателями, среди которых он ясно видит политические партии -- надо полагать, коммунистов и лимоновцев. «Пенсионеры становятся политической монетой в политической игре», -- заявил г-н Кудрин. Министр-пропагандист оговорился буквально по Фрейду: среди повальной монетизации какой пенсионер не станет «монетой». Впрочем, верно и другое. Сильная власть «спекулянтов в политической игре» не ищет.
Вера КУЗНЕЦОВА