|
|
N°119, 09 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чеченские беженцы могут вернуться в Ингушетию
К зиме чеченских беженцев из палаток в Ингушетии хотят переселить обратно в Чечню. Об этом шла речь на очередном заседании оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе, прошедшем в конце минувшей недели в Москве под руководством главы ФСБ Николая Патрушева и с участием первых лиц Чечни и Ингушетии. Чечню представлял Ахмад Кадыров, который давно уже вынашивает идею скорейшего возвращения переселенцев с территории братской вайнахской республики. Он справедливо полагает, что вместе с оставшимися без крова в Чечню попадут и гуманитарные потоки, при распределении которых можно при некотором умении извлечь немалую выгоду. Официальные объяснения сводятся к тому, что лагеря переполнены людьми, чьи дома в Чечне сохранились, и в Ингушетии они остаются лишь из-за бесплатного снабжения. Премьер Ингушетии Ахмет Мальсагов подчеркнул, правда, неизменность позиции Руслана Аушева: насильно людей переселять не будут -- ни до Нового года, ни после. В какой степени с ним согласны представители федеральной власти, сказать трудно.
Оперативный штаб вообще занимался преимущественно мирными вопросами. Обещано было, например, вдвое сократить число блокпостов на дорогах и окраинах чеченских селений, чтобы они не мешали движению товаров и восстановлению экономики. Как сообщил министр юстиции России Юрий Чайка, в Чечне уже вовсю формируется правовое пространство: работают суды, что, по мнению министра, «цементирует общество». В Чечне есть уже и адвокаты, и прокуроры, и нотариусы. Не хватает, пожалуй, только налоговиков. И этот недостаток скоро будет исправлен: начштаба г-н Патрушев подал записку на имя президента о целесообразности включения в состав штаба директора ФСНП Михаила Фрадкова -- чтобы «поступающие в республику средства были под надежным контролем».
Правда, радостное ожидание мирного строительства оказалось слегка подпорченным историей с зачистками в Ассиновской и Серноводске -- двух вполне спокойных населенных пунктах близ ингушской границы, где живут в общей сложности около двух десятков тысяч беженцев. В начале прошлой недели после артобстрела эти селения зачистили настолько жестко, что главы администраций населенных пунктов Ваха Арсамаков и Назарбек Терхоев подали премьеру Чечни Станиславу Ильясову прошения об отставке. Беженцы же после «оперативного мероприятия» собрались покинуть Чечню и уйти в Ингушетию. Г-н Ильясов отставок не принял, однако заявил, что военные и милиционеры действовали недозволительно жестко, что затрудняет возвращение переселенцев. Впрочем, министр внутренних дел России Борис Грызлов тут же признал ильясовскую критику неправомочной.
Между тем и обычные люди в Чечне, и чиновники чеченской администрации и правительства ждали более резкой реакции на действия военных и милиционеров со стороны федеральных властей: всем благим миротворческим начинаниям уже давно и серьезно мешает избыточная активность силовых подразделений. На оперативном штабе большого «разбора полетов» тоже не случилось -- только прокуратура обещала расследовать обстоятельства спецоперации. Все же прежние попытки привлечь к ответственности кого-то из военных или милиционеров успехом так и не увенчались -- многие из них до сих пор считают территорию республики зоной, где действует только право силы. И местные жители, видимо, будут, как и прежде, уходить подальше от войны, вместо того чтобы возвращаться в небезопасное «правовое пространство».
Иван СУХОВ