|
|
N°7, 20 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Допинг для армии
Силовым ведомствам предстоит освоить рекордный оборонный заказ
Год от года Россия все больше заботится о собственной безопасности. Это особенно заметно по государственному оборонному заказу, параметры которого вчера детально комментировал директор департамента экономики программ обороны и безопасности Министерства экономического развития и торговли Владислав Путилин.
О внимании к военной сфере говорит то обстоятельство, что второй год подряд главный для оборонно-промышленного комплекса документ принимается в году предшествующем -- на этот раз правительство приняло соответствующее постановление 30 декабря 2004 года. Причем финансирование идет ритмично и гарантированно. Темпы роста затрат на оборону и безопасность -- самые высокие в бюджете страны. В эту сферу сегодня вкладывается каждый десятый казенный рубль. А государственных заказчиков, то есть министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, сейчас насчитывается аж 17.
Гособоронзаказ этого года в абсолютных цифрах -- 432 млрд руб. -- на треть больше, чем в предыдущем. На оборону выделен 301 млрд, на безопасность и правопорядок -- 77,3 млрд, прочие расходы («Росрезерв», «Роспром», «Роскосмос», федеральная целевая программа «Антитеррор» и так далее) составили 54 млрд руб. На содержание военной организации государства по-прежнему идет больше, чем на ее оснащение: 231 млрд руб. против 201 млрд. Выравнивание ожидается не раньше 2007 года, когда силы обороны и безопасности будут применяться в комплексе.
Гособоронзаказ этого года имеет немало особенностей. Во-первых, значительно выросла антитеррористическая составляющая: в МВД -- наполовину, в сфере безопасности -- на 60%. А расходы на связь и информатизацию и вовсе выросли в 3,7 раза. МВД, например, выделено более 5,6 млрд руб. на создание новой телекоммуникационной системы. Впервые выделены средства на антитеррористическое обеспечение метрополитенов.
Рост средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) объясняется тем, что из более чем тысячи разработок 702 спланированы к завершению в этом году. Немало новшеств и в тыловом обеспечении. Минобороны начинает переход от централизованных поставок продовольствия к закупкам на рынке. Впервые в этом году обеспечение военной авиации ГСМ на аэродромах совместного базирования также будет идти по рыночной схеме. Свои «заправки» военные просто ликвидируют. Подросли средства и на капитальное строительство. За этим ростом стоит подготовка производственной базы оборонки к выпуску новых образцов, которые приняты на вооружение. Впервые в этом году более 1 млрд руб. выделено на запуск накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих жильем.
И уж совсем удивительно: втрое увеличены средства на мобилизационную подготовку экономики страны, чтобы вписать мобрасходы в рыночную схему. Дело в том, что с 1 января 2005 года аннулированы преференции по налогу на имущество предприятий, которые выполняют мобилизационные задания. И потому в бюджете предусмотрены средства для компенсации этих потерь -- 3 млрд руб. В шесть раз увеличены расходы на мероприятия по гражданской обороне. Отчасти потому, что прежде многие работы по гражданской обороне не входили в оборонный заказ. Но главное -- активизация террористов, участившиеся природные катаклизмы требуют хорошей подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Налаживается система оповещения населения, строятся и ремонтируются убежища, которые в свое время были розданы коммерсантам под склады.
В этом году сформулированы новые жесткие требования по расходованию средств гособоронзаказа. Они даже отдельно обсуждались на военно-промышленной комиссии правительства. В первом полугодии будет проведен независимый аудит цен на самые дорогие виды военной продукции. МЭРТ выразил готовность заплатить миллионы рублей, но разобраться в причинах и механике роста цен. Однако уже сегодня ясно, что быстрее других растут цены в космической отрасли -- самой благополучной с точки зрения финансирования. Принцип прост: как только в бюджете появляются деньги, возникает желание их использовать, подняв цены на продукцию. Планируется навести порядок и при заключении контрактов на поставку вооружения и военной техники. В гособоронзаказ этого года вписан прямой запрет заказчику указывать в контракте цену выше той, что была объявлена в ходе конкурса. Определено количество общих для силовиков конкурсов по закупке однотипной продукции. Кроме того, оборонную отрасль, считает Владислав Путилин, необходимо включить в сферу действия антимонопольного законодательства.
Николай ПОРОСКОВ