|
|
N°7, 20 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российский НЭП ХХI века
Для прорыва российской экономике потребуется венчурный капитал и система страхования бизнеса.
На днях Владимир Путин провел в Новосибирске рабочее совещание по проблемам технопарков в России. Но создание отечественных "силиконовых долин"-- лишь одна из составляющих глобальной задачи новой российской модернизации. Задача эта -- переход от сырьевой экономики к инновационной. В России посредством осмысленной государственной политики необходимо сформировать комплексную систему страхования бизнес-рисков, создать условия для появления венчурных фондов и компаний, в том числе с государственным участием, способных помочь предпринимателям развивать нетривиальные бизнес-проекты, а государству -- создавать новые рабочие места. Причем венчурные компании и фонды должны поддерживать не только высокотехнологичные проекты, которые как раз максимально полно могут реализоваться в технопарках с развитой инфраструктурой и соответствующим научным потенциалом.
Главной задачей венчурных капиталов и системы страхования бизнеса должна стать поддержка малых и средних предприятий, налаживающих выпуск товаров народного потребления на основе новых технологий. Едва ли можно ожидать серьезных венчурных инвестиций из-за рубежа. Иностранные инвесторы будут вкладываться в сырьевые отрасли российской экономики, где выше норма прибыли и быстрее сроки окупаемости проектов. Российские инвесторы тоже вряд ли будут рисковать серьезными инвестициями в такие фонды без соответствующей законодательной базы и некоей системы госгарантий. Поэтому скорее венчурные компании в России могут и должны возникнуть в рамках государственно-частного партнерства, о котором все активнее рассуждают чиновники российского правительства. Речь идет о связке вставшего на ноги крупного и среднего бизнеса с федеральными, региональными и муниципальными властями. Вместо появившихся еще в постсоветские времена, а затем мелькавших и в новейшей российской истории пресловутых фондов поддержки малого и среднего бизнеса, сугубо бюрократических организаций, пытавшихся выбить деньги из госказны и порой непрозрачно распределявших эти средства, необходимо создать полноценные коммерческие компании. Их задачей станет не просто поддержка конкретных бизнес-проектов, но и участие в распределении прибылей от реализации таких проектов. А система хедж-фондов (в их создании к государству и крупному бизнесу могут подключиться страховщики) должна минимизировать риски венчурных компаний и самих предприятий при запуске пилотных бизнес-проектов.
Поэтому есть резон -- либо в законе об особых экономических зонах и технопарках, который правительство собирается внести в Думу в первом полугодии 2005 года, либо в отдельном законе, прописать условия функционирования в России венчурных компаний и хедж-фондов. Одним словом, в России должна быть создана полноценная система страхования бизнеса. Тем более что в наиболее экономически развитых странах такой опыт есть. Создание законодательной базы для хеджирования бизнес-проектов и появления в России реально действующих венчурных компаний может стать прекрасной темой совместных усилий организаций, представляющих интересы крупного, малого и среднего бизнеса, а также профильных министерств и ведомств -- Минфина, Министерства экономического развития и торговли, курирующего технопарки Министерства информатизации и связи.
Более того, у развития венчурного капитала в России может возникнуть еще одна очень важная -- не только экономическая, но и политическая -- миссия. Речь идет о содействии экономическому развитию Северного Кавказа. Практика создания особых экономических зон в этом регионе себя не оправдала -- предприятия просто регистрировались в этой зоне, пользуясь налоговыми льготами, а бизнес вели в других местах. Вводить "политический оброк" на крупные компании, заставляя их из-под палки инвестировать в экономику региона, тоже едва ли разумно -- такой насильственный бизнес по определению не будет прибыльным, а значит, не решит ни проблему безработицы, ни проблему повышения уровня жизни населения кавказских республик. Зато стимулирование конкретных бизнес-проектов путем создания технопарков и развитие малого и среднего бизнеса при содействии венчурных компаний способно стать гораздо более надежным и прочным источником инвестиций и рабочих мест для Северного Кавказа.
Как бы то ни было, российскую экономику не снять с сырьевой иглы без мощного развития несырьевого сектора. Несырьевой сектор не развить без высоких технологий и вовлечения в предпринимательство все более широких слоев населения. А вовлечь население в предпринимательство можно лишь при создании эффективной системы рыночной ( а не бюрократической!) поддержки бизнес-проектов. Сегодня зашла речь о создании технопарков для компаний, работающих с IT-технологиями, но не надо забывать и о других отраслях экономики, которые также нуждаются в «прорыве»: машиностроение, деревообработка, легкая промышленность и т.д. Этой задаче в полной мере отвечают именно венчурные компании, появление которых будет означать важный шаг в переходе от олигархического капитализма и сырьевой направленности экономики к развитому постиндустриальному обществу.
Алексей КОЖЕВНИКОВ, член правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора РОССИИ»