|
|
N°6, 19 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страсти по эфедрину
Бельгийский министр не собирается извиняться перед Кузнецовой
На фоне безупречного выступления российских теннисистов в первом круге Открытого чемпионата Австралии единственное, что омрачает радость от этих успехов, -- шумиха вокруг Светланы Кузнецовой, поднятая министром спорта Бельгии Клодом Эрдекенсом. Он упорно, но пока совершенно бездоказательно утверждает, что ему известен факт положительной допинг-пробы нашей теннисистки, и даже называет запрещенное вещество, обнаруженное в ее организме, -- эфедрин.
Тест был взят в декабре прошлого года во время показательного турнира в Шарлеруа. «Уведомление об этом направлено заказными письмами по постоянному месту жительства Кузнецовой в Испании, королевскому прокурору Шарлеруа, в международную, российскую и бельгийскую федерации тенниса», -- заявил Эрдекенс в интервью агентству Франс Пресс. Правда, пока этих писем никто из адресатов и в глаза не видел. Главное, бельгиец забывает или не знает, что согласно кодексу Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) эфедрин (скорее всего он содержался в лекарстве от насморка) является запрещенным препаратом только в соревновательный период. Профессиональный сезон в женском теннисе завершился в конце ноября, а выставочные поединки в Шарлеруа прошли 18 декабря.
Вчера с официальным заявлением был вынужден выступить исполнительный директор Женской теннисной ассоциации (ВТА) Ларри Скотт: «Бельгийские спортивные власти допустили грубейшее нарушение процедуры антидопинговой процедуры. Ее проведение до окончательного выяснения всех обстоятельств требует соблюдения полной конфиденциальности и презумпции невиновности. К тому же если эфедрин принимался в межсезонье, тот этот факт вообще не имеет никакого значения. Я никогда в своей работе не сталкивался с таким безответственным поступком официального лица, каким является министр спорта Бельгии. Он должен принести извинения Кузнецовой».
Тем не менее Эрдекенс отказался приносить извинения за свои высказывания. «Мне не за что просить прощения. Если так следует понимать концепцию спорта высших достижений, то тогда мир спорта окончательно прогнил», -- считает бельгийский министр.
В большом теннисе случаи с дисквалификацией спортсменов за употребление запрещенных препаратов являются крайне редкими. Наиболее громкий из них произошел с чехом Петром Кордой. Его уличили в применении нандролона на Уимблдонском турнире 1997 года, однако результаты допинг-пробы стали достоянием общественности почему-то только весной 1998-го. Корда тремя месяцами раньше стал победителем Открытого чемпионата Австралии и посчитал, что с ним просто сводят счеты представители его основных конкурентов. Чеха дисквалифицировали на один год. Попытка спортсмена возобновить карьеру по окончании срока наказания завершилась неудачно. Он проиграл в первом же раунде турнира категории «челленджер» и объявил о завершении карьеры.
Спустя несколько лет британцу Грегу Руседски и чеху Богдану Улираху удалось отстоять свою невиновность в допинговых скандалах. Улирах, поначалу дисквалифицированный на два года, доказал, что источником анаболического стероида в его организме стали пищевые добавки, официально рекомендованные медицинской службой АТП-тура. У Руседски обнаружили нандролон и также намеревались отстранить его от участия в соревнованиях на два года, однако британец и его адвокаты выиграли судебное дело, рассмотренное независимым жюри. Главные аргументы защиты сводились к тому, что теннисист принимал препараты для лечения травмы спины. Руководство ВАДА осталось недовольно оправдательным вердиктом.
В Мельбурне Светлана Кузнецова не выглядит нервной и подавленной, она спокойно отвечает на одни и те же вопросы по несколько раз и оставляет впечатление уверенного в себе человека. А вот Елена Дементьева, также игравшая в Шарлеруа, шокирована. «До того момента, пока не назвали, кто из участниц матчей в Бельгии уличен в применении допинга, я пережила тяжелейшее испытание. В отличие от Кузнецовой я не имею ни малейшего желания комментировать всю эту ситуация. Я очень сильно расстроена и считаю себя жертвой», -- сказала Дементьева не пресс-конференции по окончании победного матча с украинкой Аленой Бондаренко. Еще одна участница матчей в Бельгии француженка Натали Деши была еще лаконичнее: «Все это просто ужасно!»
Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» возмутился провокационным поведением министра спорта Бельгии: «Мы вообще не должны реагировать на высказывания бульварного характера. Буквально за несколько минут до нашего разговора я в очередной раз связался с офисом ИТФ, и там мне снова сообщили, что никаких документов о положительном тесте Кузнецовой не поступило. Не могу понять, что это за такая секретная процедура проверки на допинг, если министр знает, кому принадлежат пробы, хранящиеся в пробирках, на которых проставлены только номера».
Похоже, непрекращающиеся успехи российских теннисистов не всем по душе. Вчера наши мастера большой ракетки оформили еще один рекорд. На Открытом чемпионате Австралии во второй раунд вышли абсолютно все россияне, попавшие в основную сетку, -- четырнадцать девушек и четверо мужчин. К десяти спортсменам, выигравшим свои поединки в понедельник, вчера присоединились еще восемь -- Николай Давыденко, Игорь Андреев, Михаил Южный, Татьяна Панова, Елена Лиховцева, Анна Чакветадзе, Елена Дементьева и первая ракетка страны Анастасия Мыскина.
Результаты матчей. Открытый чемпионат Австралии. Первый круг. Мужчины. Давыденко -- Каранушич (Хорватия) -- 6:2, 7:5, 6:2, Южный -- Энель (Франция) -- 6:2, 6:2, 7:5, Андреев -- Бургсмюллер (Германия) -- 7:6 (7:2), 6:1, 6:2. Женщины. Лиховцева -- Мамич (Хорватия) -- 6:3, 6:3, Дементьева -- Бондаренко (Украина) -- 6:3, 6:3, Панова -- Серра-Дзанетти (Италия) -- 4:6, 6:2, 6:1, Мыскина -- Пешке (Чехия) -- 6:1, 6:4, Чакветадзе -- Парра-Сантония (Испания) -- 6:3, 6:2.
Владимир ИЛЬИН