Время новостей
     N°6, 19 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.01.2005
"От сценария инерционного развития ждать хорошего не приходится"
На посвященном развитию IT-индустрии совещании, которое Владимир Путин провел 11 января в Новосибирске, было принято решение подготовить к 1 марта законопроект об особых экономических зонах. Заместитель директора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Александр УСТИНОВ, ответственный за разработку документа, ответил на вопросы корреспондента «Времени новостей» Андрея АННЕНКОВА.

-- Намерение государства способствовать развитию IT-индустрии повлияло на скорость подготовки законопроекта?

-- Такое впечатление, что это подтолкнуло продвижение закона. До этого были существенные разногласия, с Министерством финансов в частности. У Минфина были опасения, что свободные экономические зоны превратятся в налоговую дыру. Предшествующий опыт создания таких зон делает эти опасения в какой-то степени обоснованными -- они либо не работали, либо не выполняли те задачи, которые на них возлагались, либо превращались в черные дыры. Мы тоже озабочены этой проблемой и, разумеется, не хотим дискредитации идеи особых экономических зон. На данный момент принципиальное согласие Министерства финансов на создание особых экономических зон получено.

-- Как давно идет работа над законопроектом?

-- Она началась еще в 2000 году.

-- Верно ли ощущение, будто ускорение этой работы обусловлено решимостью президента, которую он продемонстрировал в Новосибирске?

-- Думаю, да. Решение президента повлияло существенно. Не сказал бы, что именно совещание в Новосибирске повлияло. Пришло понимание того, что если мы будем развиваться, как развивались до этого, по инерционному сценарию, -- ждать хорошего не приходится. Нужен качественный скачок в развитии экономики, ее диверсификация, переход к так называемому инновационно-инвестиционному сценарию развития. Особые экономические зоны в этом деле один из инструментов.

-- Тут есть противоречие: закон должен быть универсален, одинаков по отношению ко всем отраслям, а свободные экономические зоны создаются с прицелом на IT-индустрию.

-- Не сказал бы, что законопроект делается под одну отрасль промышленности. Он предполагает, в частности, создание технико-внедренческих зон. Делается это для решения одной из главнейших проблем, связанных с использованием технологий. У нас высокий научный потенциал, есть предложение технологий, есть и спрос на них, но нет еще одного звена -- механизма, который позволял бы внедрять разработки. Одна из целей законопроекта -- обеспечить не только разработку, но и внедрение технологий.

-- Закон предусматривает создание двух типов особых экономических зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Какой из них лучше подходит для софтверной промышленности?

-- Технико-внедренческие зоны. Они предназначены для разработки и производства опытных образцов продукции.

-- Каковы результаты анализа опыта других стран по созданию особых экономических зон?

-- Такие зоны есть во многих странах -- и развитых, и развивающихся. В США, например, их около 250. Мы анализировали международный опыт. В частности, деление зон на промышленно-производственные и технико-внедренческие -- результат такого анализа. Механизм налоговых и таможенных льгот -- тоже.

-- Какова отечественная специфика особых экономических зон? Мы же не можем копировать индийскую, например, модель.

-- Почему?

-- Работать в технопарке для индийца -- это предел мечтаний. Совсем другая обстановка и другой уровень жизни. А у нас Москва -- технопарк, кто отсюда поедет на периферию?

-- Если создать хорошие социальные условия, инфраструктуру -- вполне поедут в ту же Дубну, например. Там и экология лучше. Вообще условия для работы инженера там определенно лучше.

Что касается особенностей российских особых экономических зон, то прежде всего их предназначение -- устранить административные барьеры, мешающие бизнесу. Компания, работающая в такой зоне, будет общаться с государством по принципу «одного окна». Не надо будет иметь дела с множеством бюрократических инстанций и проверяющих организаций. Государство возьмет на себя создание инфраструктуры особых экономических зон, необходимой для организации производства. Что касается налоговых и таможенных преференций, то принципиальных отличий от других стран не будет.

-- Может, вместо введения таможенных льгот в отдельных зонах имело смысл просто навести порядок на таможне? Правила ввоза в Россию вычислительной техники, мягко говоря, не способствуют развитию IT-бизнеса.

-- Я понимаю, о чем вы говорите. Это иная задача. Но и ее решать легче не везде и сразу, во всей стране, а постепенно.

-- Каким образом государство намерено препятствовать использованию особых экономических зон для ухода от налогов?

-- Территория зон будет строго определена, налоговый и таможенный контроль будет осуществляться в обычном порядке. Главная проблема -- налог на прибыль, льготы на него могут привлечь недобросовестные предприятия, желающие создать схемы ухода от налогов. Но эта проблема существует вне зависимости от существования особых экономических зон, и она требует более общего решения. Работы над изменением Налогового кодекса уже ведутся.

-- Возможно, государство надеется пресечь возможность злоупотреблений с помощью вертикали власти, прямого административного контроля за развитием таких зон?

-- В законопроекте мы постарались предусмотреть все возможности для того, чтобы не допустить использования особых экономических зон не в тех целях, для которых они создаются. Тогда получится работоспособный механизм, который не потребует вмешательства государства. А на тот случай, если потребует, мы предусматриваем обычную возможность -- совершенствование законодательства.

-- У вашего министерства нет разногласий с Мининформсвязи по поводу законопроекта?

-- Если говорить аппаратным языком, то формально процедура подготовки документа не предусматривает его согласование с Мининформсвязи. Мы только с Минфином и Минпромэнерго взаимодействуем при подготовке этого законопроекта (т.к. Минпромэнерго унаследовало функции прежнего Минпромнауки). Неформально, конечно, взаимодействовать с коллегами из Мининформсвязи будем. Говорить о разногласиях оснований нет.

Беседовал Андрей АННЕНКОВ