|
|
N°6, 19 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лайнер на четверых
Европа гордится большим самолетом
Европейский авиастроительный концерн Airbus вчера продемонстрировал публике первый экземпляр супервместительного пассажирского лайнера А380, собранный на авиазаводе в Тулузе. Новая машина, еще не взлетев, уже установила несколько рекордов в мировой гражданской авиации. Высотой этот самолет равен семиэтажному дому, а стоимость проектных работ оценивается в 13 млрд евро.
Уровень вчерашних «смотрин» в Тулузе тоже оказался беспрецедентно высоким для такого рода мероприятий. Поприветствовать А380 и его создателей прибыли главы всех четырех европейских государств -- совладельцев концерна Airbus: германский канцлер Герхард Шредер, британский премьер Тони Блэр, председатель испанского правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро и хозяин торжества -- французский президент Жак Ширак.
Публика, не приглашенная на церемонию, проявила к ней такой интерес, что корпоративный интернет-сайт Airbus в течение дня периодически отключался, неспособный справиться с лавиной обрушившихся на него запросов.
Герхард Шредер назвал новую крылатую машину «триумфом европейской науки и европейского инженерного искусства». Жак Ширак со свойственной французам эмоциональностью признался, что первый выход А380 в свет -- это «для всех нас момент волнения и гордости». А Тони Блэр проявил британскую практичность и бережливое отношение к имеющимся ресурсам, подчеркнув, что А380 -- «это единственный коммерческий самолет, спроектированный с самого начала таким образом, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду».
Разумеется, гости и хозяева мероприятия надеются, что эта машина окажет максимальное воздействие на конъюнктуру мирового авиастроительного рынка, окончательно покончив с господством на нем американских фирм и открыв в отрасли новую эру европейского превосходства. Но об этом государственные мужи в своих выступлениях дипломатично не упоминали.
Однако на церемонии с законной гордостью было отмечено, что в отличие от предыдущего европейского авиационного триумфа -- создания сверхзвукового лайнера Concord, который оказался очень смел в техническом плане, но совершенно нерентабелен, -- новая машина обещает окупиться. Еще на этапе проектирования А380 Airbus собрал заказы на 149 таких самолетов, каждый из которых обойдется покупателю в 280 млн долл. Экономически оправданным рубежом для начала полномасштабного производства А380 концерн считает 250 заказов. Такого объема портфель заказов на А380, по расчетам маркетологов Airbus, достигнет в течение ближайших трех лет. До тех пор самолету еще предстоят сертификационные испытания, а участникам кооперационной сети, предприятия которой разбросаны по Европейскому союзу и за его пределами (в том числе и в России), -- активная подготовка к старту производства.
Михаил КУКУШКИН