|
|
N°6, 19 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виолончель и компания
В Рахманиновском зале Консерватории состоялся еще один концерт лидеров фестиваля «Возвращение»
Борис Андрианов далеко не самый статусный персонаж московской музыкальной сцены, но его имя уже очень хорошо известно всем тем, кто интересуется музыкантами молодого поколения и не ограничивает себя годами устоявшимся набором имен Спиваков--Башмет--Федосеев. Ранее стипендиат благотворительной программы «Новые имена» и студент Московской консерватории, а ныне аспирант Высшей школы музыки в Берлине и один из главных участников только что отгремевшего фестиваля «Возвращение», Андрианов имеет в своем curriculum viate абсолютно все, что необходимо для дальнейшей успешной карьеры: победы на международных конкурсах, участие в нескольких престижных фестивалях, обширный репертуар и благосклонность прессы. То, что еще предстоит заполучить -- шанс показать себя на большой сцене среди больших людей, но и это когда-нибудь будет, а пока Андрианов с наслаждением играет камерные и сольные концерты. Минувшим воскресеньем в забитом под завязку Рахманиновском зале Консерватории случился бенефис виолончелиста, который он разделил со своими друзьями и коллегами. Концерт вписан в цикл «Новые имена» в Рахманиновском зале и посвящен 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Как и в случае с «Возвращением», программа не казалась излишне академичной -- колоритный Мануэль Де Фалья («Испанская сюита») прихотливо сочетался в ней с благостным Шуманом (Три фантастических пьесы), после которого, как всегда, ошарашивал знойный Астор Пьяццолла, а во втором отделении весельчак и балагур Франсис Пуленк (Трио для гобоя, виолончели и фортепиано) оттенял Шостаковича (Второе фортепианное трио). Мало кто из музыкантов старшего поколения столь вольно и эгоцентрично решится перелицовывать историю музыки, но такой нетипичный подход помог Андрианову, как хорошему актеру, блеснуть талантом полного перевоплощения, примерить маски лирика и трагика, а заодно без манифестаций и пафоса доказать залу, что виолончель -- очень многоликий и совершенно непредсказуемый инструмент. Под тихие гитарные переборы в пьесах Де Фальи (постоянный партнер Андрианова -- Дмитрий Илларионов) она может петь низким голосом испанской матроны, а уже через секунду обретет прерывистое дыхание шумановской кантилены (блестящий тандем с пианистом Александром Кобриным) и точно спародирует почти мультяшную стилистику трио Пуленка (здесь к Андрианову и Кобрину присоединился гобоист Дмитрий Булгаков). В своем трио Шостакович отдал виолончели самые щемящие и трагические эпизоды и наградил невероятно трудным соло в первых тактах (которое Андрианов провел с присущей ему филигранностью). Немного жаль, что бенефициант не получил до конца понимающих собеседников в лице своих партнеров, пианиста Максима Филиппова и скрипача Родиона Петрова, -- став безусловным лидером на протяжении всего ансамбля, Андрианов превратил трио в произведение «для виолончели, скрипки и фортепиано». Что не очень правильно, но, если учитывать характер концерта, вполне простительно.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ