|
|
N°119, 09 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правительство все меньше
Ближе к выборам в Польше может не остаться министров
С сегодняшнего дня отстранен от должности замминистра обороны Польши Ромуальд Шереметев. Фигура весьма значительная -- через его руки проходили все военные заказы, так, именно Шереметев курировал ход важнейших переговоров, в том числе и по выбору поставщика боевого самолета многоцелевого назначения. Воскресная «Жечпосполита» опубликовала обширное журналистское расследование, согласно которому Збигнев Фармус, ближайший помощник и друг Шереметева, ссылаясь на своего шефа, неоднократно намекал на взятки представителям оборонки, а также крупных фирм, торгующих оружием и военным снаряжением. Отправной точкой публикации стала информация представителя зарубежного оборонного концерна о требовании «кассира», как называют Фармуса, 100 тыс. долларов за «оформление» заказа на поставку гаубиц.
Премьер Ежи Бузек незамедлительно объявил о создании специальной комиссии, а на время ее работы приостановил деятельность Шереметева. Президент Квасьневский одобрил оперативную реакцию главы кабинета министров, который никак не может избавиться от потрясений последних дней.
Политической сенсацией конца прошлой недели стала отставка министра юстиции и генпрокурора Леха Качиньского -- самого популярного министра (в рейтингах политиков уступает только Квасьневскому) в самом непопулярном правительстве последнего десятилетия. Трения между Бузеком и Качиньским замечались давно, но конфликт обострился после ареста вице-президента Управления охраны государства (УОГ -- польское ФСБ) в Катовицах. Прокуратура обвинила его в том, что он предупредил руководителя одной крупной фирмы о грозящем ему задержании. УОП же в свою очередь ответило: «Прокуратура мешает следствию».
Поначалу премьер заявил, что ответственность за всю эту неразбериху несут прокуратура и министр Качиньский, которого он не собирается увольнять только потому, что в сентябре и так грядут выборы. Качиньский ответил письмом, где написал, что премьер «не укротил действий, явно противоречащих принципам законности». Этого оказалось достаточно, чтобы Бузек вынес свой вердикт, посчитав недопустимой ситуацию, когда «министр неправильно понимает принципы взаимодействия прокуратуры и УОП и к тому же ложно обвиняет своего премьера».
Качиньский решение о своей отставке объяснил давлением спецслужб, которые, по его мнению, постоянно используются для политических интриг. Но большинство увидело в конфликте исключительно предвыборный контекст. На правой половине политической сцены сошлись лидеры двух конкурирующих группировок: распадающейся на глазах «Акции выборчей «Солидарность» (Бузек) и набирающей силу «Право и справедливость» (Качиньский). На фоне теряющего доверие премьера популярность Качиньского только росла и превысила уже 70%. Министр юстиции предпринял решительную борьбу с преступностью, прочистил на всех уровнях прокурорские ряды, подготовил проект более строгих мер для уголовного кодекса (над ним сейчас работает сейм), заявил о крупных процессах над нарушителями закона независимо от занимаемой должности. Именно Качиньский распорядился начать следствие по делу о законности световода (оптико-волоконного кабеля), проходящего вдоль газопровода Ямал--Европа, и поручил прокуратуре разобраться с финансированием президентской кампании лидера «Солидарности» Мариана Кшаклевского.
Отставка Качиньского вызвала эффект домино. О своем уходе из правительства сразу заявил его политический союзник министр культуры Казимеж Уяздовский, который свою очередь призвал к отставке министра связи Томаша Шишко. Как замечает один из комментаторов, вряд ли кто теперь захочет биться за отставку всего кабинета, который разваливается сам. Скоро и так выборы, а Ежи Бузек до сентября будет только администратором.
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава