Время новостей
     N°6, 19 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.01.2005
Расплата за проезд
Дополнительные расходы на социальную реформу не навредят российской экономике
Монетизация льгот не продиктована трудным экономическим положением страны и нехваткой денег. Более того, в российской казне хватит денег как на полную замену льгот компенсациями, так и на финансирование натуральных льгот даже в том в случае, если федеральная власть все же решилась бы на отмену самого непопулярного из принятых при Путине законов.

Без сомнения, те, кто работал на руководящих постах в российском правительстве, особенно в Минфине, в 90-е годы прошлого века, с завистью смотрят на нынешних хозяев Белого дома. Можно ли было тогда предположить, что доходы российского бюджета позволят не просто обеспечивать все запланированные расходы (в те годы, кстати, не обеспечивали и запланированные), но и тратить десятки миллиардов рублей на вдруг возникшие нужды. Причем безболезненно для экономики. Президент и правительство, принявшие в понедельник экстренное решение о досрочном и сверхплановом повышении пенсий, доказали, что «сказка стала былью». Эксперты признают, что дополнительные траты в размере примерно 100 млрд руб., необходимые для экстренного увеличения пенсий, бюджет практически не заметит.

«На фоне тех ресурсов, которыми сейчас располагает бюджет, никаких проблем нет», -- сказал «Времени новостей» ведущий эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. «Для бюджета это совершенно несущественно», -- вторит ей аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров.

Собственно, поэтому президент Владимир Путин, а также премьер Михаил Фрадков вместе с коллегами по кабинету министров и решили, что именно рост пенсионных выплат должен отчасти нивелировать проколы власти, допущенные при реализации реформы социальных льгот, -- стать своеобразным «антидепрессантом», который позволит вернуть домой пенсионеров, вышедших на улицы российских городов с протестами. Решено, что российские пенсионеры с 1 марта будут получать примерно на 240 руб. больше, чем сейчас. Ранее планировалось повысить пенсии с 1 апреля и только на 100 рублей.

Примечательно, что сверхдоходы, поступающие в бюджет (главным образом, конечно, от запредельных цен на главный российский экспортный товар -- нефть), даже позволяют выбирать, из какого именно бюджетного кармана взять деньги на пенсии, равно как и на дополнительные трансферты тем регионам, которые хуже всех справляются с монетизацией льгот (по оценкам Минфина, на такие трансферты в 2005 году уйдет около 15 млрд руб.).

Глава Счетной палаты Сергей Степашин, например, предлагает использовать на эти цели неизрасходованные средства федерального бюджета 2004 года. Их ни много ни мало 50 млрд руб. Учитывая, что расходы на повышение пенсий на 100 руб. с 1 апреля в бюджете уже заложены (40 млрд руб.), «доплатить» останется немного. Остальные средства вполне можно взять из профицита, который обязательно образуется в январе и феврале опять же из-за высоких цен на российскую нефть. Она стоит сегодня около 40 долл. за баррель, тогда как бюджет-2005 сверстан исходя из цены барреля нефти Urals в 28 долларов.

На этом источники финансирования экстренного повышения пенсий не исчерпываются. Есть еще деньги, вырученные государством за продажу «Юганскнефтегаза», -- в общей сложности 9,35 млрд долл. Нетрудно подсчитать, что эта сумма перекрывает новые пенсионные траты более чем в два с половиной раза. «Юкосовские деньги -- это резерв, их нет ни в исполненном бюджете за 2004 год, не учтены они и в бюджете 2005 года», -- говорит Наталья Акиндинова.

Есть, наконец, стабилизационный фонд, в котором на сегодняшний день удалось аккумулировать более 520 млрд руб. Правда, 500 млрд тратить по закону нельзя. Это неприкосновенный запас страны на случай резкого падения мировых нефтяных цен. Но остальные средства, которых к 1 апреля и даже к 1 марта станет явно больше 20 млрд руб., при необходимости вполне можно передать недовольным льготникам. Впрочем, вчера директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин заявил, что запускать руку в стабфонд правительство не предполагает. «Внешняя конъюнктура такова, что дополнительные доходы бюджета смогут покрыть все дополнительные затраты», -- сказал он.

Кстати, это заявление должно заинтересовать страны Парижского клуба, с которыми Россия пытается договориться о досрочной выплате долга. Ранее было объявлено, что на эти цели Москва намерена выделить в 2005 году 10 млрд долл. (всего Россия должна Парижскому клубу примерно 45 млрд). Деньги будут взяты как раз из стабфонда. Если бы оттуда же финансировалось и неожиданное повышение пенсий, то средства на досрочное расставание России с внешним долгом могли быть урезаны.

Эксперты, опрошенные «Временем новостей», в один голос говорят, что сверхнормативные выплаты пенсионерам не повлияют на основные макроэкономические показатели, в том числе на инфляцию. «Изначальная сумма (на которую повышаются пенсии. -- Ред.) не существенная. Даже в целом по стране она не даст заметного эффекта для увеличения цен. При худшем варианте в течение первых двух месяцев после начала выплат могут вырасти цены на 0,1% на продовольствие, причем дешевое. В принципе это укладывается в рамки сезонного колебания цен. Повышение цен на продукцию каким-либо мясокомбинатом может дать намного больший инфляционный эффект, чем эта мера правительства», -- говорит Владимир Тихомиров. «Это создаст некоторый инфляционный фон, но он будет находиться в рамках статистической погрешности», -- соглашается с коллегой экономист «Атона» Алексей Воробьев.

Впрочем, другие причины все равно не позволят инфляции опуститься до прогнозируемого правительством уровня в 8,5% по итогам 2005 года. В «Атоне» считают, что она достигнет 10%, в Центре развития -- 9--9,5%, в «Уралсибе» -- 9%.

Между тем эксперты считают вполне возможным, что правительство еще в прошлом году, анализируя возможные трудности, с которыми придется столкнуться в ходе монетизации, понимало, что без дополнительных бюджетных расходов не обойтись, и внутренне было к этому готово. «Та легкость, с которой министр финансов Кудрин согласился на дополнительные выплаты, говорит о том, что у правительства был именно такой отступной план в случае проблем с реализацией закона о монетизации льгот. У них была запланирована определенная сумма. Вспомним, что прежде, когда шел разговор об увеличении бюджетных расходов, Кудрин стоял насмерть. Такое легкое согласие доказывает, что правительство было готово к такому сценарию», -- говорит Владимир Тихомиров.

ВАШЕ МНЕНИЕ

Михаил ВОРОБЬЕВ