|
|
N°6, 19 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лужков научит всю Россию
Московский опыт распределения горзаказа признан ущербным, но полезным
Московские власти, которые целый год с гордостью рассказывали об эффективности и прозрачности созданной в столице конкурсной системы размещения городского заказа, вчера подвели первые итоги. Оказалось, что красивая в теории и исправно работающая на Западе система конкурсного заключения инвестиционных контрактов в российской столице привела лишь к росту коррупции, увеличению бюрократических процедур, потере времени и дополнительным расходам городского бюджета.
Выслушав вчера невнятный отчет главы конкурсного комитета Геннадия Дегтева, Юрий Лужков сразу принялся бить по больному месту. По словам мэра, действующие в городе правила проведения конкурсов не обеспечивают должного уровня внутренней безопасности, сохраняя возможность сговора участников аукциона. Во многом этому способствует и деятельность конкурсных комиссий, в задачу которых входит предварительный отбор участников конкурса.
По наблюдениям градоначальника, недобросовестные участники конкурсов, чтобы получить подряд на работы по горзаказу, используют и тактику демпинга: небольшая фирма-посредник на аукционе заявляет о резком снижении цены и выигрывает конкурс, после чего в течение многих месяцев ищет субподрядчика, который согласится выполнить работу за еще меньшую сумму. Если же желающих не находится, то фирма-победитель просто заявляет о повышении стоимости работ. По нынешним правилам, никакой ответственности за пересмотр условий контракта фирма не несет, штраф или неустойку не предусматривает и разработанный в мэрии типовой инвестиционный контракт.
Сохранившиеся лазейки в нормативной базе пытаются использовать и чиновники. По словам Юрия Лужкова, многие должностные лица уже лишились своих постов и получили выговоры за явное завышение стартовой цены лота. «На одном из конкурсов независимые участники заявили о почти двукратном снижении стоимости выставленных на аукцион работ! Завышение стартовой цены -- это убыток для города!» -- стучал градоначальник кулаком по столу.
Еще одним следствием повышения прозрачности расходования бюджетных средств, по словам мэра, стала потеря оперативности и «темпов развития города». По действующим правилам, проведение любого конкурса занимает от полутора месяцев до полугода. «Конкурсы надо устраивать только там, где можно получить выгоду для города, не надо останавливать работу из-за любой мелочи», -- заявил мэр, призвав подчиненных не впадать в крайности и придерживаться золотой середины. Однако чтобы наверстать потраченное на конкурсы время, градоначальник предложил не сократить сроки проведения тендеров, а на каждом уровне исполнительной власти города -- от управы до префектуры -- завести «оперативные календари», чтобы заранее планировать проведение тендеров по сезонным работам.
В то же время мэр Москвы убежден, что в столице уже накоплен некоторый опыт проведения конкурсов, который можно будет потом передать соседям. «То, что мы сейчас делаем, в России делается впервые. Если у нас получится наладить эту систему, то мы сможем серьезно помочь тем регионам, которые сегодня страдают от безденежья», -- заявил мэр. Правда, передовой московский опыт, похоже, будет востребован регионами не скоро.
Александр ГУДКОВ