|
|
N°5, 18 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстан и Россия разменяли границу
А Имашевское газоконденсатное месторождение будут эксплуатировать совместно
Вчера, в первый день официального визита в Москву президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, намеченная его встреча с премьер-министром Михаилом Фрадковым не состоялась. И в этом нет никакой вины со стороны гостей, помешали форсмажорные обстоятельства, сложившиеся у хозяев. Г-н Фрадков был занят на совещании, на котором Владимир Путин обсуждал с членами правительства напряженную социальную обстановку, сложившуюся в результате реализации закона о монетизации льгот населению.
В результате г-н Фрадков вынужден был перенести встречу с г-ном Назарбаевым на первую половину сегодняшнего дня. А вчера официальная часть пребывания президента Казахстана ограничилась состоявшейся в посольстве этой страны церемонией вручения им ордена «Достык» («Дружба») министрам обороны и иностранных дел России -- Сергею Иванову и Сергею Лаврову.
Сегодня же состоится и то, ради чего, собственно, и прибыл в Москву Нурсултан Назарбаев. Вместе с президентом Путиным он подпишет Договор о делимитации российско-казахстанской государственной границы. Последняя точка в окончательном тексте договора была поставлена в Москве делегациями обеих стран буквально накануне визита г-на Назарбаева -- были согласованы географические координаты остававшихся спорными десяти участков 7500-километровой границы. Речь идет о таких участках, как, к примеру, тот, что находится вблизи поселка Огнеупорный, расположенного в Кустанайской области Казахстана. Жители поселка еще с советских времен в основном работают на российских предприятиях по другую сторону границы, и многие из них обзавелись уже российским гражданством. Москва предложила Астане вполне логичный размен: Огнеупорный передать России, а взамен Казахстан получит равнозначный участок российской территории на другом участке границы.
Последней нерешенной пограничной проблемой до недавних пор считалась принадлежность Имашевского газоконденсатного месторождения, расположенного на западе Казахстана, на границе с Астраханской областью. Ее могли решить только на уровне руководства двух стран. Видимо, именно это и стало основной причиной короткой встречи Путина и Назарбаева, состоявшейся 12 января на горнолыжном курорте Чимбулак под Алма-Атой. Они приняли «соломоново решение» -- поделить и месторождение, и его территорию пополам. «Само месторождение будет совместно эксплуатироваться российско-казахстанским предприятием», -- доложил вчера Путину глава российского МИДа Сергей Лавров, добавив, что сегодня по этому поводу «будет заключено отдельное соглашение». Г-н Лавров уточнил, что при этом «полностью учтены пожелания Астраханской области, там живут чабаны, их около десяти, надо, чтобы жизнь не нарушалась».
Не исключено, что и президенты сегодня тоже поговорят о том, что предстоит сделать каждому из них в своих странах, чтобы «жизнь там не нарушалась». Путин может рассказать о своем недовольстве правительством и властями в регионах, которые своими действиями подрывают политику монетизации и провоцируют социальную нестабильность. А Назарбаев может поделиться опытом конкретного усмирения фрондирующей оппозиции.
Как известно, в начале января решением экономического суда в Алма-Ате была запрещена деятельность партии «Демократический выбор Казахстана», лидер которой, экс-аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов, отбывает семилетний срок заключения за «экономические преступления».
Судебный вердикт вызвал резкую реакцию руководящей тройки ОБСЕ, в которую входят послы Нидерландов, Люксембурга и Великобритании, стран -- председателей в ОБСЕ в прошлом, нынешнем и будущем годах. В штаб-квартиру ОБСЕ в Вене на днях был вызван посол Казахстана в этой организации Рахат Алиев, у которого были потребованы объяснения в связи с запретом ДВК. Послу было заявлено, что это решение рассматривается как акт политического преследования. И в случае, если «дело ДВК» не будет в ближайшее время пересмотрено, предупредили в Вене г-на Алиева, Казахстану грозит прекращение политических контактов с Евросоюзом.
Рахат Алиев в ответ вынужден был признать, что ему неизвестно, чем объясняется запрет ДВК, и пообещал, что президент Назарбаев его отменит.
Не может объяснить запрет оппозиционной партии и жена г-на Алиева, старшая дочь президента, Дарига Назарбаева. В интервью казахстанской прессе влиятельный медиамагнат и лидер пропрезидентской партии «Асар» только и заметила, что «таким образом можно свести на нет многопартийность в Казахстане».
Аркадий ДУБНОВ