|
|
N°119, 09 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всего одно замыкание
Официально огласить причину катастрофы пассажирского самолета Ту-154, разбившегося 3 июля под Иркутском, должен сегодня глава правительственной комиссии Илья Клебанов. Вчера в иркутском аэропорту перед отлетом в Москву он объявил, что комиссия еще в субботу после прослушивания найденных на месте трагедии «черных ящиков» смогла установить, что именно произошло на борту погибшего лайнера в последние секунды перед падением. Ничего больше вчера г-н Клебанов рассказывать не стал, сославшись на то, что первым выводы следствия должен узнать президент Путин, с которым вице-премьер собирался встретиться либо в воскресенье вечером, либо в понедельник утром. Правда, по словам специалистов, сегодня причину катастрофы назвать все же никто не сможет, так как пока комиссия лишь определила аварийную ситуацию на борту. Из-за чего она образовалась -- выяснится не раньше, чем экспертизу пройдут уцелевшие фрагменты двигателей.
До столкновения с землей машина находилась в воздухе 1 час 57 минут. По неофициальной информации, после предварительной расшифровки речевого самописца («Марс БМ» фиксирует переговоры пилотов между собой и с наземными службами) и параметрического («МСРП-64» регистрирует технические характеристики лайнера во время полета -- высота, скорость, работа двигателей, положение закрылков и т.д.) инженерам удалось воссоздать картину полета Ту-154. Согласно этим записям внештатная ситуация на борту лайнера произошла в тот момент, когда самолет на высоте 850 метров делал разворот на третьем круге, заходя на посадку с выпущенными закрылками и шасси. Предполагается (вчера эти данные никто из экспертов оценивать и комментировать не решался), что в этот момент произошло короткое замыкание в электросети одного из трех двигателей. Соответственно, скорость и высота лайнера начали падать, в результате чего он вошел в горизонтальный штопор и рухнул на землю.
Впрочем, как полагают эксперты, главным объяснением катастрофы сегодня будет назван все же не технический, а сугубо человеческий фактор. Скорее всего экипаж просто не сумел вовремя сориентироваться и исправить ситуацию, когда увеличил обороты двух оставшихся двигателей. Отчасти это подтвердил несколько дней назад и Илья Клебанов, в одном из интервью вскользь заметив, что комиссия среди прочего пытается выяснить и причину «неадекватного поведения пилотов». Дело в том, что Ту-154 -- машина хоть и действительно устаревшая морально и технически, но вполне надежная. И по техническим характеристикам, и по отзывам летчиков, эти самолеты без особых усилий способны продолжать полет и приземляться на двух двигателях. Для этого необходимы лишь профессионализм и хорошая реакция пилотов.
Впрочем, насколько известно, винить во всем экипаж комиссия, вероятно, не будет, поскольку в данной ситуации немалую роль сыграли внешние условия: самолет уже заходил на посадку и из-за этого был ограничен в свободе маневра; сыграли свою роль и сложнейшие условия самого иркутского аэропорта, окруженного со всех сторон холмами. Члены комиссии даже заявили вчера о возможности переноса аэропорта в другое место.
Александр РАСКИН