|
|
N°5, 18 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"России нет смысла беспокоиться"
Борис Тарасюк -- глава комитета Рады по евроинтеграции и лидер «Народного руха Украины», партии, которая входит в состав блока «Наша Украина» Виктора Ющенко. И еще г-н Тарасюк -- вероятный кандидат на пост главы МИД Украины. В любом случае он будет одной из влиятельных фигур, определяющих внешнеполитический курс страны. Ранее Борис Тарасюк уже возглавлял МИД, но ушел в отставку с подачи Леонида Кучмы. Президент пожертвовал министром -- сторонником евроатлантической интеграции -- якобы ради улучшения отношений с Россией. В интервью «Времени новостей» Борис ТАРАСЮК рассказал, какой будет внешняя политика новой украинской власти.
-- Ваша отставка с поста главы украинского МИДа произошла, как считают в Киеве, не без помощи России. Могут ли теперь эти личные обиды как-то повлиять на двусторонние отношения?
-- Я -- христианин, поэтому должен прощать чужие грехи. Моя отставка в сентябре 2000 года произошла внезапно, без объяснений, что поставило крест на реализации ряда внешнеполитических инициатив. Но уход с дипломатической службы дал мне возможность многое переосмыслить. Цели, которые отвечают интересам Украины, не могли быть достигнуты при Леониде Кучме. Дипломатический корпус -- когорта профессионалов -- вынужден был отбеливать недалекость внешнеполитических шагов президента и его администрации. Стало очевидно, что внешнеполитическая сфера может измениться только благодаря масштабным политическим переменам. При Ющенко МИД станет одним из самых сильных звеньев в правительстве.
-- Что нового привнесет команда Ющенко в концепцию украинско-российских отношений?
-- Новая администрация сохранит отношение к России как к одному из приоритетных стратегических партнеров. Но традиционная декларативность в двусторонних отношениях сменится прагматизмом. Наши отношения должны строиться на новой базе -- понимания интересов другой стороны. Не может быть диктата, сдачи интересов одной из сторон при решении проблем. Практика «теневых» договоренностей, методы содействия «своему» бизнесу и «междусобойчики» при приватизации предприятий будут исключены из новой системы управления. Хорошо, когда российский президент беспокоится о российском бизнесе в нашей стране. Плохо, когда украинский президент не защищает интересы украинского бизнеса ни у себя, ни в России. Украина надеется на расширение базы двусторонних отношений. Это должны быть отношения не только между двумя президентами и правительствами, но и между двумя обществами, политическими и бизнес-элитами. Нужно отойти от крайней политизации ряда вопросов, в частности языкового. Украинские граждане, которые используют русский язык в повседневном общении, являются не меньшинством, а скорее большинством. И их права отнюдь не ущемлены.
-- Будет ли Украина подавать заявку о вступлении в НАТО после победы Ющенко?
-- Я бы не акцентировал внимания на НАТО. Наш приоритет -- строительство хороших отношений со всеми соседями. В первую очередь с Россией, а также с Евросоюзом. Членство в Евросоюзе -- цель Украины. Думаю, этот путь реально пройти лет за десять, не больше.
-- Пример Турции свидетельствует, что стать членом НАТО гораздо проще, чем интегрироваться в ЕС. Насколько приемлем такой путь для Украины?
-- Новый президент не ищет легких путей и не боится тяжелых решений. Свой первый визит он совершит в Москву. Это свидетельствует о том, что Ющенко готов перевернуть страницу и начать с чистого листа.
-- И все же в России боятся, что если Украина станет членом НАТО, натовские базы придвинутся к российским границам.
-- После развала Советского Союза Москва отказалась от концепции, согласно которой Запад рассматривается в качестве врага. Взаимоотношения НАТО с Россией находятся на более высоком уровне, чем с Украиной, хотя россияне никогда не считали своей целью атлантическую интеграцию. Так что боязнь натовских баз -- это миф «холодной войны». Вблизи российских границ -- в Турции и Норвегии -- эти базы стоят много лет, и никаких ЧП в России из-за этого не было. Так что возможное членство Украины в НАТО ничего нового для России не принесет.
-- Что будет с российскими базами на территории Украины в случае ее вступления в НАТО?
-- При заключении соглашений по базированию российского Черноморского флота в Крыму все международные процедуры были выдержаны. Поэтому -- нравится это кому-то или нет -- мы должны придерживаться своих обязательств. Так же, как и Россия.
-- В ЕС не ожидали быстрого продвижения Украины в европейском направлении. Готовы ли ведущие европейские страны к уступкам относительно членства Украины в ЕС?
-- Поддержка Украины во время «оранжевой» революции была всеобщей: «оранжевыми» стали и польский сейм, и Европарламент, и бундестаг. Однако когда встал вопрос о реальных шагах навстречу, то выяснилось, что не все на это готовы. Нужно время, чтобы в ЕС поняли: изменится не только оболочка, но и сущность украинской власти. Я встречался в декабре с представителями Еврокомиссии, Европарламента, Евросовета. Уже в этом году может быть совершен прорыв в отношениях с ЕС. Например, можно ожидать, что Украине предоставят статус страны с рыночной экономикой. Вступление в ВТО откроет путь для реализации идеи зоны свободной торговли с ЕС. По моему убеждению, начнутся переговоры о смягчении визового режима для украинских граждан.
-- Не будут ли в России с ревностью восприняты процессы интеграции Украины в ЕС?
-- Россияне заинтересованы в развитии взаимовыгодных отношений с европейцами. Так что членство Украины в ЕС не вызывает негативных эмоций со стороны российских партнеров. К тому же вступление в ЕС произойдет не скоро, и России пока нет смысла беспокоиться.
-- Какова будет судьба Единого экономического пространства (ЕЭП) и зоны свободной торговли в рамках СНГ?
-- Украина была и остается заинтересованной в создании зоны свободной торговли с Россией. Вступление Украины в ВТО, работа по ее принципам даст возможность снять дополнительные барьеры -- лимиты, таможенные сборы -- и работать по единым для цивилизованного мира правилам. Что касается ЕЭП, то это чисто геополитический проект, в котором мало экономики. Но соглашение о создании ЕЭП нужно не отбрасывать, а подвергнуть глубокому экономическому и правовому анализу. И решение принимать, исходя из национальных интересов.
-- С какими странами будет сотрудничать Украина в деле диверсификации поставок энергоносителей?
-- Это будет один из важнейших вопросов нового правительства. Ставка, на мой взгляд, должна делаться на каспийский регион, Ближний Восток, а также сотрудничество с Норвегией.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев