|
|
N°4, 17 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стихия выявила проблемы
Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии еще раз указало на необходимость совершенствования законодательства в сфере туризма в нашей стране. Выявился целый ряд проблем, прежде всего это отсутствие финансовых гарантий при осуществлении туроператорской деятельности в целях защиты прав потребителей.
На следующей день после начала трагедии Федеральное агентство по туризму выступило с официальным заявлением, в котором рекомендовало воздержаться от поездок в регионы, пострадавшие от цунами. Была дана оценка действий компаний, направляющих туристов в данный регион, разъяснены права туристов в связи с возникшими форсмажорными обстоятельствами.
По предварительны данным, на начало стихии в зоне бедствия находилось около 1700 российских туристов. Согласно статистическим данным, за девять месяцев 2004 года число туристов, посетивших Таиланд, Шри-Ланку и Мальдивы, составило немногим более 1% от общего выездного туристского потока.
Федеральное агентство по туризму призвало все туристические фирмы, которые дорожат своей репутацией, в досудебном порядке возместить клиентам стопроцентную стоимость туров за несостоявшиеся поездки в пострадавшие регионы Юго-Восточной Азии. Как показывает практика, убытков, за исключением расходов на телефонные переговоры, у фирм нет. Между тем некоторые турфирмы, угрожая гражданам полной потерей затраченных средств, принуждали их, несмотря на все официальные предостережения, к вылету на отдых в пострадавшие районы. Подобные действия я считаю недопустимыми. В таком случае туристам, отказавшимся от приобретенного тура, вопрос о возврате денег следует решать в судебном порядке.
События подтвердили в очередной раз, что заниматься туристической деятельностью, особенно на массовых направлениях, должны финансово самостоятельные и крупные компании, а не мелкие, только начинающие свой бизнес в туризме и стремящиеся к сиюминутному получению прибыли. Ряд крупных компаний откликнулись на обращение агентства и выразили готовность вернуть своим клиентам деньги в полном объеме либо при согласии клиента предоставить аналогичные туры в другие регионы.
Позицию «Ростуризма» поддержало Федеральное агентство воздушного транспорта, которое рекомендовало авиапредприятиям воздержаться от выполнения нерегулярных рейсов в пострадавшие регионы и запретило взимать штрафы за отказ от полетов. Для турфирм это значительно облегчает возврат средств. Вместе с тем если бы у нас действовала система финансовых гарантий, то уже сегодня многих проблем просто не возникло.
Сейчас мы разрабатываем предложения по введению такой системы. В соответствии с декабрьским постановлением правительства Федеральное агентство по туризму внесет в течение трех месяцев в правительство предложения о введении механизма экономической ответственности туроператоров и турагентств в целях защиты прав потребителей туристских услуг.
Мы также готовы активно сотрудничать с Госдумой при разработке мер по защите прав и законных интересов граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории России.
В заключение хочу порекомендовать всем, кто не представляет своего отдыха без путешествий, быть очень внимательными при выборе туркомпании и страховать риски, связанные с путешествием и с отказом от выезда.
Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ, руководитель Федерального агентства по туризму, -- специально для «Времени новостей»
|