|
|
N°3, 14 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У Mitsubishi есть план
Японский концерн нашел новый путь выхода из кризиса
Корпорация Mitsubishi, четвертый по величине производитель автомобилей в Японии и единственная ее убыточная автокомпания, намерена радикально изменить стратегию выхода из кризиса. В конце января она представит план восстановления своих позиций, пошатнувшихся вследствие имиджевого и финансового кризиса. По информации японской экономической газеты Nihon Keizai Shimbun, компания намерена организовать совместное производство с другими автоконцернами. Речь идет о выпуске с французским концерном Peugeot -- Citroen 40 тыс. машин в год, что позволит японцам загрузить простаивающие мощности, а также об аналогичном соглашении с Nissan. Курс на создание альянсов, возможно, означает, что Mitsubishi решила отказаться от избранного ранее плана снижения издержек путем сокращения производства.
Искать финансовую и стратегическую помощь концерн Mitsubishi был вынужден после того как в апреле минувшего года американский DaimlerChrysler, крупнейший его акционер, отказал ему в поддержке. Предшествовала этому череда скандалов, связанных с серьезными техническими дефектами (так, в январе 2002-го отлетевшее от грузовика Mitsubishi колесо смертельно ранило молодую женщину), которые руководство концерна тщательно скрывало. В результате объем продаж концерна резко сократился, а отношения с кредиторами осложнились. Согласно принятому в мае плану реструктуризации единственно возможный выход из кризиса руководство Mitsubishi видело в том, чтобы закрыть часть производств (в Европе, США и Австралии), сократить штат на 4,5 тыс. человек, до 40 тыс., а также модельный ряд на внутреннем рынке.
Однако осенью японские СМИ сообщили, что менеджмент Mitsubishi обсуждает различные варианты сотрудничества с французской компанией Peugeot -- Citroen. Возвращать доверие потребителей предполагалось, используя бренд партнера: в частности, планировалось оснащать автомобили Mitsubishi французскими запчастями, обсуждались и варианты поставки в Европу производящихся в Таиланде японских мини-автобусов Grandis под маркой Peugeot. Не исключался совместный выпуск автомобилей на заводе Mitsubishi в США (штат Иллинойс), а также развитие в перспективе финансового сотрудничества. Если такая стратегия будет реализована, японцы смогут снизить издержки, причем увеличив производственные мощности, а не сократив их. Впрочем, французы пока не спешат официально подтверждать намерения выступить стратегическим и финансовым партнером опальной компании, вероятно, опасаясь за свой имидж.
О намерении укреплять связи с более успешным японским коллегой -- Nissan Motor Co. -- Mitsubishi сообщила в начале декабря, не уточнив, однако, какую форму приобретет это сотрудничество. По неподтвержденной информации, обсуждался вариант совместного производства внутри страны легковых автомобилей класса «мини». Эти модели по ранее достигнутым договоренностям Mitsubishi поставляет для Nissan. Эксперты отмечают, что если новый антикризисный план действительно предусматривает сотрудничество с другими автоконцернами, менеджерам Mitsubishi предстоит радикально пересмотреть структуру производства концерна.
Россиянам же марка Mitsubishi с каждым годом нравится все больше. Так, согласно опубликованным вчера данным группы компаний «Рольф», объем продаж Mitsubishi в нашей стране вырос в 2004 году по сравнению с 2003-м на 70,3%, до 31 тыс. авто.
Яна ГОДОВАНАЯ