|
|
N°3, 14 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Право сбить пассажирский самолет
В Германии разрешено уничтожать лайнеры, захваченные террористами
Президент Германии Хорст Келер поставил подпись под законом «О безопасности в воздушном пространстве». Вокруг закона велись жаркие дискуссии, поскольку он предусматривает уничтожение в воздухе самолетов, захваченных террористами. Конечно, в том случае, если продолжение полета не оставляет пассажирам шансов на спасение и одновременно угрожает жизни других людей. В России, кстати, такого права у ПВО нет, хотя, как известно «Времени новостей», в связи с угрозой терроризма военные добиваются этого. Насколько справедливо жертвовать жизнями одних невинных ради спасения других? Для главы немецкого государства такой выбор означал посадку на шпагат между служебным и моральным долгом.
Президент Хорст Келер, однако, признает, что новый закон «несовместим» с как минимум двумя положениями основного закона Германии -- 1-й статьей, об уважении человеческого достоинства, и 2-й статьей, о защите жизни и физической неприкосновенности. Оппозиция в лице христианских демократов в полном соответствии с сомнениями Келера поддержала его идею внести и изменения в конституцию.
Однако в этом пункте «красно-зеленой» правительственной коалиции во главе с канцлером Герхардом Шредером, вдохновительнице создания закона о воздушной безопасности, позиция президента Келера показалась, по выражению министра внутренних дел Отто Шили, не только «несколько необычной», но и вообще «ложной». «Впрочем, у каждого свой стиль», -- не без сарказма заметил министр.
Шили отверг президентские сомнения. Речь не идет о принесении в жертву жизней одних людей во имя жизней других, заявил министр. Он подчеркнул, что закон касается людей, «судьба которых предрешена», то есть «исключительно экстремального случая, который с большой вероятностью никогда не произойдет». Только тогда, по словам министра, может возникнуть вопрос, могут ли быть в этом случае использованы против самолета военные средства нападения. И новый закон, с точки зрения правительства, как раз регламентирует действия германской армии и ее ВВС, Люфтваффе, в такой ситуации.
Возможные участники этих гипотетических событий, предусмотренных теперь вполне реальным законом, в беседе с "ВН" были не слишком многословны. В берлинском отделении авиакомпании "Люфтганза" как раз «отсутствовал эксперт», который мог бы ответить на вопросы. В штабе Люфтваффе в Кельне его официальный представитель подполковник Хорст Байльманн заметил «ВН», что обсуждать законы не дело военных -- военные их исполняют: «Закон о безопасности в воздушном пространстве юридически регламентирует действия военных в случае поступления приказа об уничтожении самолета, захваченного террористами». По мнению подполковника Байльманна, это важно, поскольку действия сил подавления должны быть адекватными исходящей угрозе. Законодательство не должно исключать возможности самых невероятных событий.
Кстати, участники таких событий не обязательно "воины Аллаха". В начале 2003 года над Франкфуртом-на-Майне несколько часов кружил небольшой моторный планер, за штурвалом которого сидел психически нездоровый немец. Он грозил, что направит угнанную им машину на одну из башен-небоскребов в центре финансовой столицы Германии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин