Время новостей
     N°3, 14 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.01.2005
Подъемная сила рубля
У военных летчиков есть все, кроме денег
Вчера главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов рассказал журналистам о том, как поработали военные авиаторы в прошлом году. Повествование было напрочь лишено поэтической романтики, так свойственной профессии летчика. Речь шла о прозе жизни -- деньгах.

Генерал Михайлов с военной прямотой заявил: «Задачи выполнены в тех объемах, в каких были профинансированы». В остальном людям с пропеллером в петлицах приходилось крутиться, как этот самый пропеллер. Например, оптимизировать состав и количество вооружения и военной техники (ВВТ), то есть уйти от большого количества типов самолетов и вертолетов. Унифицируется и оборудование: одна и та же аппаратура стоит теперь на самолетах и вертолетах.

Из пяти направлений модернизации вертолетов армейской авиации опять же из-за нехватки денег остановились на одном -- Ми-24ПН. Зато есть результат: первых восемь машин уже работают, очередную тройку вот-вот получит воздушная армия в Ростове-на-Дону, а завод «Роствертол» продолжит выпускать такие вертолеты. Причем довольно быстро. Уже в этом году полк под Краснодаром будет полностью перевооружен на Ми-24ПН. Тем временем ведутся работы по новому вертолету Ми-28Н. Первый экземпляр уже летает, второй полетит через месяц, третий -- в июле-августе. У фирмы Камова ВВС намерены закупать только средний вертолет Ка-60. Для выполнения специальных заданий есть один Ка-50 и строится один Ка-52. И все. Правда, главком считает, что для сохранения российского вертолетостроения надо немедленно объединять две эти фирмы. «Низы», по его словам, к объединению давно готовы, лишь «верхи» препятствуют.

Кстати, и среди учебно-боевых самолетов выбор сделан -- это Як-130. Если его конкуренты -- МиГ-АТ и придут в войска, то лишь несколько машин. Вожделенную экономию даст и переход к системе единого заказчика средств ПВО. Еще недавно и Сухопутные войска, и ВМФ, и ПВО за ракеты платили каждый сто процентов средств -- теперь они будут это делать на паритетных началах.

Обучение одного летчика стоит столько же, сколько десять килограммов золота, подсчитали знающие люди. А сегодня, когда авиационный керосин и бензин стоят примерно одинаково, и того больше. Поэтому юных пилотов, как в старые добрые времена, решено обучать на более экономичных поршневых самолетах типа Як-18. Сложнее с подготовкой экипажей тяжелых военно-транспортных самолетов, кои должны уметь летать по всему миру. В ВВС около сотни только Ил-76, есть также Ан-22, Ан-124. «Разве я могу в целях обучения отправить хотя бы один экипаж, например, в Египет, -- развел руками главком. -- Это 150 тонн керосина!» И потому натренированность экипажей поддерживается, главным образом, когда они выполняют коммерческие рейсы. Такими полетами зарабатывается две трети керосина для военно-транспортной авиации. «Заодно» летчики осваивают театр предполагаемых военных действий, аэродромную сеть.

Экономили авиаторы не зря: полк в Комсомольске-на-Амуре будет полностью вооружен самолетами Су-27СМ, у которых прежним остался только фюзеляж. По аэродинамическим характеристикам эти самолеты превосходят все машины своего класса в мире, теперь сравнялись и по авионике. А точность их средств поражения измеряется буквально сантиметрами. В этом году на вооружение поступили первые семь машин, в следующем будет еще 17. «Количество продиктовано исключительно финансовыми соображениями», -- в очередной раз уточнил главком и заверил: в сфере вооружения и военной техники «все определено, разработано, выстроено в цепочку -- дай только деньги, и количество продукции резко возрастет». Выполняется даже трудная программа создания Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Большие наработки есть в аэродинамике: все оружие будет внутри фюзеляжа этого самолета, что значительно затруднит обнаружение машины. Уже к 2007 году, заверил главком, ВВС будут технически готовы поднять новинку в испытательный полет -- все зависит опять-таки от финансирования. Минобороны дало бы больше денег на ПАК ФА, но боится затормозить процесс поддержания существующего парка самолетов.

Деньги вторглись и в сферу взаимоотношений между офицерами. Полковникам из центрального аппарата ВВС оклады увеличили в разы, а про лейтенантов и прапорщиков забыли. Это, говорит главком, «вносят смуту в войска». Она усилилась недавней заменой льгот деньгами, отчего опять же пострадали младшие офицеры. И генерал Михайлов приказал организовать бесплатные рейсы военных автобусов из гарнизонов в некоторые города. Но при любом финансовом раскладе, заверил главком, на празднике 60-летия Победы авиаторы намерены продемонстрировать свою технику и «нарисовать» в воздухе российский флаг. Тем более что в этом году летчикам бюджетных денег обещали на треть больше, чем в прошлом.

Николай ПОРОСКОВ