|
|
N°2, 13 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Италия объявила войну курильщикам
Когда итальянцы хотят охарактеризовать заядлого курильщика, то говорят, что он «курит, как турок». Турки турками, но и они, итальянцы, не из робкого десятка: в Италии курение считается признаком мужественности, атрибутом покорителя сердец. Многие не могут отхлебывать кофе-эспрессо, чуть ли не национальный напиток, не закуривая сигарету. Не говоря о тех, кто испускает клубы густого дыма при курении сигар «Тоскани» (гордости итальянской табачной промышленности), которые в позапрошлом веке любил и национальный герой Джузеппе Гарибальди. Поэтому можно представить потрясение "истинных мужчин", когда в полночь на понедельник вступил в силу закон о полном запрете курения во всех общественных местах!
Об этом законе начали говорить при прежних левоцентристских правительствах, когда министром здравоохранения был онколог с мировой славой Умберто Веронези, но его приняли только при нынешнем правоцентристском правительстве Сильвио Берлускони по инициативе министра здравоохранения Джироламо Сиркья. Это редкий случай, когда все, левые и правые, единодушны. Ранее на такой шаг решились только в Ирландии, Норвегии, Болгарии.
Согласно закону запрещено курить везде, где собирается публика: на работе, в баре, в ресторане, в учреждениях. Практически курить разрешено только дома, на улице или в специальных местах с мощной вытяжкой, герметически изолированных от соседних помещений. Это технически непросто и затратно. А профсоюзы предупредили: персонал ресторанов может отказаться обслуживать клиентов в зале для курения, поскольку официанты поневоле могут вдыхать дым. Да к тому же спецпомещения не воодушевляют курящих: они опасаются «эффекта зоопарка», когда «нормальные», то есть некурящие люди будут глазеть на "нераскаявшихся" курильщиков как на экзотических зверей в клетке.
Для нарушителей предусмотрены штрафы от 27,5 до 275 евро. Если нарушение имеет место в присутствии несовершеннолетних детей или беременных женщин, то суммы удваиваются. Владельцам же ресторанов, баров и кафе вменяется в обязанность немедленно сообщать в полицию о «злоупотребляющих» клиентах. За недонесение с ресторатора могут взять штраф в размере до 2200 евро. «Но предположим, вы просите курящего клиента потушить сигарету, -- заметил один владелец бара в Неаполе, -- а он вдруг окажется бандитом из каморры. Кто вас спасет от удара ножом?» Да, в некоторых районах Италии бывает и такой риск. Но единственная уступка, на которую пошло правительство, была в том, что вступление закона в силу сдвинули на десять дней -- с 1 на 10 января, чтобы дать людям хоть в праздники свободно накуриться напоследок.
Первой «жертвой» закона стал 22-летний неаполитанец, закуривший за чашкой кофе в одном из баров родного города. Он был оштрафован на 27,5 евро и, поскольку не был членом каморры, заплатил. В этот момент часы показывали одну минуту первого. «Историческое» событие напрямую транслировало местное телевидение.
Члены итальянской Ассоциации вежливых курильщиков, в которую входят драматург и режиссер, лауреат Нобелевской премии Дарио Фо и бывший вратарь и тренер итальянской сборной по футболу Дино Дзофф, вечером в воскресенье вместе с двумястами коллегами собрались в наиболее известном миланском баре на «последнюю мирную затяжку». А через пять минут после полуночи все собравшиеся тут же, в баре, опять демонстративно закурили. Но в отличие от Неаполя в Милане полиция это нарушение предпочла не заметить.
Партия курильщиков пользуется поддержкой и некоторых политиков. Министр обороны Антонио Мартино признался, что курит с 18 лет, заметив, что запрет на курение в общественных местах антидемократичен.
Активизировались и антикурильщики: в Риме ассоциация потребителей «Кодаконс» организовала вооруженные водяными пистолетами и огнетушителями патрули, которые обходили рестораны центра и опрыскивали посетителей, застигнутых с зажженной сигаретой. Результат -- перебранки, но ничего серьезного. Председатель «Кодаконса» Карло Рьенци объявил, что его ассоциация предложит принять закон, запрещающий курение внутри автомобилей и даже на улице.
Джованни БЕНСИ, Рим