Время новостей
     N°2, 13 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.01.2005
Ходорковский освободился
От всего, кроме цепей
Михаил Ходорковский вчера подтвердил, что передал принадлежащие ему 60% акций Group MENATEP, через которую он контролировал ЮКОС, своему соратнику Леониду Невзлину, проживающему уже более года в Израиле. Информагентства цитируют слова г-на Ходорковского: «После продажи «Юганскнефтегаза» я избавлен от ответственности за оставшийся бизнес и деньги группы вообще. Все. Точка. Свое будущее я, как и раньше, вижу в общественной деятельности по построению гражданского общества в России».

О перспективах общественной деятельности и гнете собственности г-н Ходорковский заявляет не впервые. Саму компанию, где он занимал пост председателя правления, олигарх формально покинул сразу после своего ареста в октябре 2003 года, заявив, что его «дальнейшие личные планы связаны с продолжением работы в качестве председателя правления региональной общественной организации «Открытая Россия». Однако бизнесмен продолжал оставаться крупнейшим акционером ЮКОСа. Но и теперь г-н Ходорковский не стал более желанным игроком на политической сцене. И очередное подтверждение им своих планов может лишь осложнить его судьбу. Во всяком случае пока что он продолжает оставаться в «Матросской тишине». Куда, как уверены многие, его привели вовсе не налоговые проблемы ЮКОСа, а именно политические пристрастия.

«Я бы предпочел обсуждать этот вопрос о политическом будущем Ходорковского, если бы он находился на свободе, -- говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. -- Сложно говорить о перспективах деятельности человека, находящегося в тюрьме. Однако я полагаю, что его не скоро выпустят, так как он может составить серьезную конкуренцию преемнику президента в 2008 году». «Чем дольше Михаила Ходорковского будут держать в тюрьме, тем больше он будет приобретать ореол мученика. А если судебный процесс над Ходорковским будет таким же «честным» и «открытым», как недавние аукционы по продаже его собственности, то процесс «манделизации» (аналогия с Нельсоном Манделой -- Ред.) Ходорковского может зайти очень далеко», -- уверен исполнительный секретарь Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.

И Евгений Ясин, и Игорь Юргенс считают, что Михаилу Ходорковскому лучше было бы избежать непосредственной политической деятельности и сожалеют о его уходе из бизнеса. «Думаю, он найдет немало поклонников благодаря тем гражданским проектам, которыми он занимался на свободе и продолжает финансировать сейчас. Однако, полагаю, что более разумным для него было бы сосредоточиться именно на общественной, а не на политической деятельности. Если Ходорковский соберется, например, возглавить политическую партию, то имидж «олигарха» может ему серьезно повредить. Наш народ по-прежнему убежден в том, что все богатеи нечисты на руку. Что касается его отказа от своего бизнеса, мне очень жаль, что такие люди не управляют крупной собственностью в стране. Тогда экономика была бы гораздо более эффективной. Хотя мне представляется, что пытаться управлять бизнесом из тюрьмы просто бессмысленно», -- говорит Евгений Ясин. «Могу только сказать, что для российского бизнеса это большая потеря. Михаил Ходорковский -- человек умный и с большим опытом работы. Но, как писал он сам, не в деньгах счастье, подготовка новых поколений гораздо важнее. Думаю, он займется именно общественными, а не политическими проектами. Все-таки в нынешней России человек его происхождения и национальности не может пока претендовать на серьезную роль в политической жизни -- скажем, на президентский пост», -- добавляет г-н Юргенс.

В сентябре, отвечая через адвокатов на вопрос о том, что бы он изменил в своих действиях, зная, как сложится его судьба, г-н Ходорковский заявил: «Ушел бы из бизнеса в общественную деятельность три--четыре года назад, чтобы развязать себе руки и стать независимым от корпоративных интересов. Посвятил бы большую часть своего времени изучению мировой истории и идеалистической философии. В общем, освободил бы себя от тирании собственности и направил бы энергию на собственное интеллектуальное развитие, таким образом укрепляя свою внутреннюю свободу. Ту внутреннюю свободу, которую может дать человеку только он сам». А перед новогодними праздниками г-н Ходорковский опубликовал статью, лейтмотив которой был тем же, что и в более ранних высказываниях: «Расставание с собственностью не будет для меня невыносимо болезненным. Я - вослед многим и многим узникам, известным и безвестным, -- должен сказать спасибо тюрьме. Она подарила мне месяцы напряженного созерцания, время для переосмысления многих сторон жизни. И я уже осознал, что собственность, а особенно крупная собственность, сама по себе отнюдь не делает человека свободным. Будучи совладельцем ЮКОСа, мне приходилось тратить огромные силы на защиту этой собственности. И приходилось ограничивать себя во всем, что могло бы этой собственности повредить».

Как оказалось, тогда г-н Ходорковский уже не был совладельцем ЮКОСа, крупнейшим акционером которого теперь стал Леонид Невзлин. Он начинал работать вместе с г-ном Ходорковским еще в конце 1980-х годов, когда создавался Центр научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), из которого впоследствии и выросла империя олигарха, где г-н Невзлин занимал ведущие посты. При этом пресс-секретарь Group MENATEP Юрий Котлер утверждает, что акции группы переданы безвозмездно, и все необходимые документы были оформлены еще в конце прошлого года. Цена пакета в ситуации, в которой оказался ЮКОС, -- величина абстрактная. Но если исходить из размера вчерашней капитализации ЮКОСа в РТС -- 1,487 млрд долл., то она может составить около 550 млн долларов.

Сам г-н Ходорковский, выступая вчера в суде и говоря о налоговых претензиях к ЮКОСу, заявил, что отчетность компании была абсолютно прозрачна и изучена многими аудиторскими компаниями. «Миллиарды долларов из ничего, без отчетности, могут возникать только в случае «Байкалфинансгрупп» (приобретшей «Юганскнефтегаз» на аукционе в декабре. -- Ред.)», -- сказал он, а «придумывать несуществующие миллиарды просто опасно», поскольку «придется разбираться с международными аудиторами компании, которые не смогут молчать в ответ на такое обвинение, если оно будет предъявлено. А разбираться придется не в Басманном, а в нормальном суде».

Судей эта речь возмутила, и в адрес г-на Ходорковского вынесено распоряжение о недопустимости высказываний, «умаляющих авторитет судебной системы и судебной власти в России». В Генпрокуратуре слова бизнесмена расценили как «своеобразную форму защиты». «Расследование дела ЮКОСа продолжается, и в ходе него выявляются все новые факты хищений. Очень странно, что господин Ходорковский не в курсе дел в своей компании», -- сказал первый заместитель генпрокурора России Юрий Бирюков.

Между тем государственная «Роснефть», ставшая собственником основной добывающей «дочки» ЮКОСа -- «Юганскнефтегаза» --работает над выделением этой структуры в отдельную компанию, 20% в которой, как уже заявляли российские чиновники, может быть передано Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC). Как заявил вчера министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, «работают юристы, работают инвестиционные компании. Думают, как это сделать. В первую очередь работают специалисты «Роснефти». Привлекаются для структурирования внешние консультанты, юристы, финансисты для того, чтобы сделать более правильную конструкцию».

Новая «конструкция», как уже сообщалось, не будет входить в компанию, создаваемую на основе активов «Газпрома» и «Роснефти», а отойдет государству. Таким образом, скорее всего, она будет принадлежать Росимуществу вместе с долгами перед налоговыми органами, которые достигают 5 млрд долл., а также обязательствами по кредитам ЮКОСа в 1,5 млрд долл. Очевидно, что процесс передачи сложен:чтобы расплатиться за «Юганскнефтегаз», «Роснефть» привлекла кредит, и если он будет числиться на компании, это нарушит параметры сделки с «Газпромом». Разумеется, выкупить «Юганскнефтегаз» государство тоже не может. Правда, эксперты уверены, что в конечном счете властям удастся найти какую-либо схему, как это случилось при покупке «Юганскнефтегаза».

Параллельно «Роснефть» пытается решать проблемы непосредственно в самом Нефтеюганске. Вчера компания начала отзывать иски «Юганскнефтегаза» к Федеральной налоговой службе, а также службе судебных приставов и аннулировала доверенности всех адвокатов, представлявших ее в суде. Как передает Интерфакс со ссылкой на очевидцев, «Роснефть» за новогодние праздники демонтировала вывеску ЮКОСа с 9-этажного офиса предприятия. А ЮКОС намерен 1 февраля закрыть генпредставительство в Томской области. Как сообщил губернатор области Виктор Кресс, офис генерального представительства компании в Томске будет до конца января приобретен администрацией области. «Мы скупаем площади с целью размещения на них подразделений областной администрации, арендующих помещения в разных частях Томска», -- пояснил он.

Вера СИТНИНА, Денис РЕБРОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа