|
|
N°2, 13 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
След Косолапова
Российские спецслужбы установили предполагаемого организатора прошлогодних терактов
За большинством терактов, совершенных в российских городах в прошлом году, стояла одна и та же диверсионная группа. К такому выводу, как стало известно «Времени новостей», пришли сотрудники спецслужб. По их данным, взрывы в московском метро, на газораспределительных станциях и ЛЭП Подмосковья, в Воронеже и на рынке Самары осуществили боевики, действовавшие под руководством бывшего курсанта военного училища Павла Косолапова. Еще в конце 90-х годов он принял ислам, воевал в Чечне на стороне боевиков, а потом во главе интернациональной группы был отправлен в Россию для совершения терактов. В частности, взрыв на рынке Самары по приказу Косолапова, по версии следствия, осуществили два гражданина Казахстана -- Еркингали Тайжанов и Азамат Толеубай, которые в конце прошлого года были задержаны у себя на родине. Тайжанов повесился в камере, а Толеубая власти Казахстана на днях отказались выдать. Что касается Косолапова, то его объявили в розыск еще весной прошлого года, но напасть на его след спецслужбам пока не удалось.
Как удалось выяснить «Времени новостей», Павел Косолапов родился в Серафимовическом районе Волгоградской области. В конце 90-х годов он поступил в одно из военных училищ Ростовской области, но вскоре был отчислен за нарушение режима. Косолапов вернулся в родной хутор, где познакомился с представителями местной чеченской диаспоры. Они-то и предложили молодому человеку уехать в Чечню. Там Косолапов прошел обучение в лагерях арабских полевых командиров, принял ислам и начал воевать против федеральных сил. На этом поприще Косолапов сумел проявить себя, и вскоре его назначили инструктором на базе бандитов, расположенной под Сержень-Юртом. Среди учеников Косолапова оказались Еркингали Тайжанов и Азамат Толеубай. В свое время они по предложению друзей перебрались из Казахстана в город Бугуруслан Оренбургской области и поступили в местное медресе. Там их и завербовали для войны в Чечне. Российским спецслужбам удалось обнаружить несколько видеокассет со съемками участия в боях Тайжанова и Толеубая. Один из казахов позже признался на допросах, что они действовали в составе отрядов арабских полевых командиров Абу Умара и Абу Дзейта.
Когда Шамиль Басаев решил совершить очередную серию терактов на территории России, то вспомнили о Павле Косолапове, который благодаря своей внешности не вызывал бы подозрения у спецслужб. В результате именно ему и было поручено создать диверсионную группу. В нее помимо самого Косолапова вошли те же Тайжанов и Толеубай и еще несколько человек. В московский регион боевики прибыли предположительно в конце 2003 года. После этого Косолапов стал выбирать места для терактов -- как в Москве и Подмосковье, так и в других регионах. Уже известно, что он несколько раз выезжал в те же Самару и Воронеж.
По версии спецслужб, одним из первых крупных терактов, организованных Косолаповым, стал взрыв в вагоне столичного метро 6 февраля 2004 года. Тогда 42 человека погибли, более 250 получили ранения. Как позже выяснили сотрудники прокуратуры Москвы, бомбу привел в действие Анзор Ижаев -- боевик, входивший в один из джамаатов Карачаево-Черкесии. У смертника был куратор, сопровождавший его до места взрыва и подготовивший теракт. Как подозревают спецслужбы, им и был Косолапов. Уже через несколько недель он, по данным оперативников, подготовил ряд новых терактов, некоторые из которых исполнили Тайжанов и Толеубай. В конце февраля четыре раза были взорваны газопроводы около подмосковных Чехова, Подольска и Бронниц. А 15 марта боевики заложили бомбы под три опоры ЛЭП у Симферопольского шоссе. Ответственность за эти акции взял на себя Басаев.
Занимавшиеся расследованием взрывов сотрудники ФСБ 19 марта 2004 года нашли в Люберцах квартиру, где проживали диверсанты. Там оказались 21 выстрел к ручному гранатомету, детонаторы и 18 наручных часов Casio. Такие же часы использовались на бомбах, установленных под газопроводами и опорами ЛЭП, а позже и во время теракта в Самаре. Но задержать никого не удалось. Поскольку Косолапов снимал квартиру в Люберцах на свою фамилию, его объявили в розыск. О других участниках диверсионной группы, как, впрочем, и о том, что она вообще существует, тогда информации у оперативников не было.
На время боевики затаились. По некоторым данным, они скрывались в Московской или Волгоградской областях. В этот период Косолапов даже познакомил жительницу своего хутора с Еркингали Тайжановым. Вскоре женщина приняла ислам и вышла замуж за казаха. Вместе они отправились в Самару. Как позже на допросах рассказала супруга Тайжанова, как-то он принес домой бомбу с часовым механизмом и сказал, что «нашел для нее подходящее место». Вскоре к нему в гости приехал Толеубай, а 4 июня на вещевом рынке Самары прогремел взрыв, во время которого погибли 11 человек, а еще 71 был ранен. Когда вечером по телевизору показывали сюжет об этом теракте, Тайжанов радостно сообщил жене: «Смотри, это я сделал». Потом он куда-то уехал и вернулся уже с 3 тыс. евро, объяснив, что это гонорар за взрыв. Вскоре Тайжанов вместе с Толеубаем перебрались в родной Казахстан.
А вот другие члены диверсионной группы Косолапова продолжали действовать. По данным спецслужб, еще 19 февраля боевики провели у автобусной остановки «Военный городок» в Воронеже пробный взрыв, во время которого два человека получили контузии. А 19 и 26 июля диверсанты Косолапова устроили новые теракты в Воронеже на автобусных остановках. Тогда погиб один человек и десять были ранены.
Прокуратура Самарской области, расследуя взрыв на местном рынке, вначале заподозрила, что он связан с разборками преступных группировок за контроль над торговцами. Были арестованы 20 человек из окружения авторитетного предпринимателя Саида Центроева, но вскоре их отпустили. А потом следователям удалось выяснить, что теракт осуществила группа Косолапова. Тайжанова, показания на которого дала его супруга, сразу объявили в розыск. 3 сентября он был задержан в Казахстане с наркотиками, а вскоре туда поступили материалы из России о причастности боевика к теракту на рынке. Как только Тайжанов узнал, что для его допроса выехали следователи Самарской облпрокуратуры, он повесился в камере. В ноябре в МВД Казахстана неожиданно явился с повинной Толеубай. Он признал участие в незаконных вооруженных формированиях в Чечне, но заявил, что к терактам в России отношения не имеет. По версии Толеубая, в Самару незадолго до взрыва он приезжал якобы чтобы отдать долг Тайжанову. Когда встал вопрос об экстрадиции Толеубая, то сразу возникли различные юридические сложности. Казахстан, как и большинство стран, не выдает своих граждан другим государствам. Взамен местная генпрокуратура предложила провести суд над задержанным по материалам российского уголовного дела. Но в них Толеубай фигурирует пока в качестве свидетеля, и, как отмечают следователи, в отсутствие подозреваемого доказать его вину сложно. Генпрокуратура РФ попросила выдать Толеубая на время -- для проведения следственных действий. Но по законам Казахстана это возможно только с согласия арестованного, которого Толеубай не дал. Поэтому и во временной выдаче России на днях тоже было отказано.
Александр ШВАРЕВ