|
|
N°3, 14 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Искушение деньгами
Китайские коммунисты опасаются, что их погубит коррупция
Китайские власти начали новый год с обсуждения наболевшей проблемы коррупции. На днях в Пекине в полном составе заседала Центральная комиссия по проверке дисциплины Компартии Китая (ЦКПД). В стране с однопартийным режимом этот орган не менее важен, чем структуры государственного контроля.
«Сознательная борьба с коррупцией и распространение честности -- одно из коренных отличий нашей партии от всех партий эксплуататорских классов. Надо глубоко осознать, что при помощи коррупции легче всего ослабить основы власти КПК и ее способность руководить, расшатать ее правящий статус», -- заявил на заседании генсек Ху Цзиньтао. Он призвал еще усерднее противодействовать коррупции, сочетая правовые методы с идейно-воспитательной работой.
Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер заметил «Времени новостей», что коррупция -- это основа теневой экономики КНР, которая составляет 15--20% ВВП страны. «Цифра эта не меняется последние десять лет, поскольку коррупция проникла всюду. Взятки надо давать и за устройство на работу, и за медицинское обслуживание, и за получение образования. Китайской коррупции присущ семейно-клановый характер, она опирается на патриархальность общества и неформальные связи. Чиновник, расставляющий родственников и знакомых на руководящие посты, не только умножает коррупцию, но и повышает ее устойчивость», -- считает г-н Бергер.
Китайские эксперты признают, что на бумаге механизмы противодействия коррупции есть, но на практике они не работают. В провинции местные комитеты проверки дисциплины КПК или собрание народных представителей не в состоянии контролировать дела партийного руководителя. Декларирование имущества чиновниками было введено еще в 1995 году. Однако оно так и не заработало из-за сопротивления аппарата и нечеткости законодательства.
Гонконгский журнал «Чжэнмин» сообщил, что 62 тысячи членов семей высокопоставленных чиновников КНР поселились за рубежом, они владеют деньгами и другой собственностью в объеме около 200 млрд долл. На этой неделе ЦКПД призвала активнее наказывать причастных к коррупции родственников номенклатуры, скрывшихся от расследования чиновников-«беглецов», а также их облеченных властью покровителей.
На днях помощнику мэра крупного приморского города Циндао вынесли смертный приговор с двухлетней отсрочкой. Он получил 24 взятки на общую сумму в 600 тыс. долл. за то, что помогал оформлять права собственности и лоббировал проекты в сфере недвижимости. Это типичный пример современной китайской коррупции, построенной на слиянии партийной власти и денег из частных рук.
Проведенный ЦКПД анализ коррупционных афер показал, что на первом месте стоят злоупотребления чиновников при выдаче бизнесу кредитов и оформлении гарантий по ним (22,3%). Потом идет лихоимство при одобрении строительных проектов (17,4%) и выделении земельных участков (14,9%). Далее следует нажива при выдаче лицензий, оформлении субсидий, освобождении от налогов... Партийные аналитики заключили: «В этих сферах административная власть крайне централизована, деньги -- тоже. С другой стороны, частным предприятиям при выходе на рынок крайне недостает финансовой и прочей поддержки».
В беседе с «ВН» Яков Бергер отметил, что китайские власти вынуждены бороться с коррупцией, поскольку опасаются масштабного кризиса в обществе, но выкорчевать ее невозможно: «Предлагаются этические меры, вплоть до возращения к маоистским лозунгам честности и служения чиновников народу. Однако это разрушило бы либеральную концепцию рынка и лишило стимула модель потребления, которая обеспечивает развитие Китая».
Александр ЛОМАНОВ