|
|
N°104, 16 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер Николай Лавров
В Петербурге на 57-м году жизни скончался один из лучших артистов русского театра Николай Лавров. Он закончил ЛГИТМиК (курс Зиновия Корогодского) и первое время работал в питерском ТЮЗе им. А. Брянцева. Однако настоящим театральным домом оказался для Лаврова созданный Львом Додиным Малый драматический театр. Лавров стал одним из первых учеников и соратников знаменитого режиссера и был занят почти во всех выдающихся постановках мастера, среди которых «Бесы», «Любовь под вязами», «Чевенгур». Он был совершенно незабываем в пасторально-комических сценах «Зимней сказки» (сказочная Богемия режиссером спектакля Декланом Доннелланом была решена как советская деревня, и Лавров чувствовал себя в знакомой советско-русской стихии как рыба в воде). Вне стен Малого драматического одной из лучших его работ критики считали роль в поставленном Григорием Дитятковским спектакле «Мрамор» по пьесе Иосифа Бродского. Но главной сценической работой артиста стал, конечно же, Михаил Пряслин из легендарного спектакля Додина «Дом» по роману Федора Абрамова. Лавров вообще был из тех, кого принято именовать настоящим русским мужиком. Коренастый, словно растущий из земли, с рубленым, но при этом удивительно открытым и благожелательным лицом, он казался (и в действительности был) воплощением лучших качеств так называемого "простого человека".
Другими словами, Николаю Лаврову удалось то, чего в годы застоя не удавалось почти никому, -- создать образ положительного героя. Причем безо всякой фальши. Положительность не отменяла глубины и трагизма образа. Скорее наоборот -- усиливала. Используя шаблонный язык, можно сказать, что у этого артиста была своя тема в искусстве. Иногда немного жаль, что для некоторых зрителей, особенно знавших Лаврова по киноролям, эта тема заслоняла многогранность его таланта. Он ведь обладал и трагическим темпераментом, и обаянием комедийного актера, но, главное, как и почти все артисты Додина, был теперь уже почти раритетным представителем русской психологической школы.
Спектакль-долгожитель «Дом» не так давно отметил свое двадцатилетие. Думаю, его больше играть не будут. Лавров из тех, кого невозможно заменить.
Марина ДАВЫДОВА