|
|
N°118, 06 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И снова «человеческий фактор»
Глава правительственной комиссии вице-премьер Илья Клебанов пообещал огласить причины катастрофы пассажирского самолета Ту-154, разбившегося во вторник под Иркутском, уже в начале будущей недели. Во вчерашнем телеинтервью он даже заявил, будто уже удалось расшифровать оба найденных на месте трагедии бортовых самописца (речевой, фиксирующий переговоры пилотов, и параметрический, отслеживающий работу всех основных агрегатов лайнера), тем самым дав понять, что в целом картина происшедшего понятна. Вчерашние же недоговоренности г-н Клебанов объяснил тем, что на исследуемых записях еще есть некоторые неясные места и окончательно «черные ящики» расшифруют в ближайшие дни в Москве. Однако специалисты, участвующие в расследовании, в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» сказали, что на самом деле в истории падения Ту-154 еще мало что понятно, а вице-премьер просто неправильно выразился: «черные ящики» не расшифровывали, а только бегло прослушали на непрофессиональном оборудовании, на чем строить однозначные выводы никак нельзя.
Сегодня утром спецрейсом в Москву из Иркутска должны быть доставлены бортовые самописцы, а также фрагменты двигателей и фюзеляжа разбившегося самолета. Учитывая, что «черные ящики» хорошо сохранились, эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) предполагают их полностью расшифровать за два-три дня круглосуточной работы. По результатам этой работы и появятся предварительные версии. Окончательные выводы будут сделаны через несколько недель после экспертизы обломков самолета в 13-м НИИ ВВС Министерства обороны в Люберцах и ГосНИИ Гражданской авиации.
Пока же, как утверждают эксперты, достоверно удалось установить только одну вещь -- что самолет рухнул на землю целиком и до момента падения его корпус оставался невредимым: следов ни пожара, ни взрыва не обнаружено.
Грубо говоря, лайнер шлепнулся на землю плашмя, имея в момент падения небольшой крен на левый борт. Главный же вопрос -- почему собственно Ту-154 не удержался, а также необычная траектория снижения (носовая часть машины оказалась повернута против курса, которым самолет должен был идти) -- остается неразгаданным. Вчера специалисты смогли выдвинуть на этот счет несколько гипотетических объяснений.
По одной версии, у Ту-154 могли отказать одновременно все три двигателя. В принципе такое маловероятно, поскольку машины этого типа имеют вспомогательную силовую установку, дублирующую и электропитание двигателей, и подачу топлива. Однако для запуска резервной системы необходимо 30--40 секунд, и не исключено, летчикам этого времени просто не хватило. Именно такой случай, по данным экспертов Летно-испытательного института им. Громова, произошел в начале 70-х годов -- при заходе на посадку у Як-40 из-за некачественного топлива засорились фильтры, остановились двигатели, и пилоты не успели уже среагировать. По другой же версии, самолет мог просто попасть в нештатную ситуацию (эксперты допускают и ошибку пилотирования, и попытку летчиков уйти от внезапно появившегося по курсу объекта, и просто слишком большую «воздушную яму»). Если учесть, что рельеф вокруг иркутского аэропорта считается одним из самых сложных в России (строительство ВВП в этом месте уже признано ошибкой), а лайнер шел уже с выпущенными закрылками и шасси, то понятно -- возможности эффективно маневрировать у экипажа не было.
Впрочем, все технические и внешние возможные помехи эксперты считают только одной, и не главной причиной падения. Вероятнее всего, по их мнению, они только наложились на «человеческий фактор», выразившийся пусть в одной и небольшой ошибке пилотирования, но исправить которую уже не было времени.
Александр РАСКИН