|
|
N°2, 13 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба с оглядкой на Украину
Путин и Назарбаев обсудили новую политическую ситуацию
Начинать в новом году программу зарубежных визитов с посещения Казахстана становится у Владимира Путина традицией. В январе прошлого года российский президент открыл в Астане год России в Казахстане. Его вчерашний однодневный визит был менее формальным. Путин встретился с президентом Нурсултаном Назарбаевым на горнолыжном курорте Чимбулак под Алма-Атой.
Главным результатом президентского рандеву, видимо, следует считать договоренность об официальном визите г-на Назарбаева в Москву 17-18 января. В ходе визита будет подписан договор о делимитации госграницы между Россией и Казахстаном. Судя по словам помощника российского президента по международным вопросам Сергея Приходько, текст этого документа еще не согласован окончательно, но работа над ним должна быть закончена в ближайшие дни. «Казахстан станет первым каспийским государством, с которым эта работа будет полностью завершена», - с гордостью подчеркнул г-н Приходько. Очевидно, ему приятно было сообщить эту новость в день своего рождения - вчера помощнику президента исполнилось 48 лет.
Выбор даты визита г-на Назарбаева в Москву любопытен. В эти же дни с высокой долей вероятности может состояться инаугурация избранного президентом Украины Виктора Ющенко. У президентов России и Казахстана появляется весьма уважительная причина отказаться от приглашения на это мероприятие. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев, равно как и президент Киргизии Аскар Акаев, в отличие от глав других государств СНГ, не спешат поздравить г-на Ющенко с победой, ожидая официальных итогов ЦИК Украины.
«Новая политическая ситуация на Украине», по словам г-на Приходько, также обсуждалась на вчерашней встрече президентов России и Казахстана. Но уже в контексте «работы в рамках формирования Единого экономического пространства (ЕЭП)». Такая постановка проблема весьма актуальна, поскольку команда Ющенко уже заявила о своей готовности пересмотреть сотрудничество с Россией в рамках ЕЭП. Киев намерен ограничиться созданием зоны свободной торговли, но будет против создания наднациональных органов, которым может быть передана часть полномочий государства в сфере регулирования экономики. Видимо, именно это имел ввиду Сергей Приходько, когда выразил «уверенность, что потенциал ЕЭП будет сохранен и усилия России и Казахстана не уйдут в песок», а «объем работы, которая уже была проделана, будет востребован».
Новое руководство Украины декларирует курс на евроинтеграцию, поэтому идея ЕЭП в ее первоначальном виде явно себя исчерпала. Она родилась пару лет назад именно с целью привлечь Украину, не входящую ни в какие экономические альянсы внутри СНГ, к более тесному сотрудничеству с Россией, а следовательно, и с Казахстаном, и упредить дрейф Украины на Запад. В этой ситуации согласование общего подхода по отношению к Киеву представляется главной целью вчерашнего российско-казахстанского саммита.
Правда, г-н Назарбаев предложил российскому коллеге обсудить не менее важную, на его взгляд, тему. Это проблема расширения мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) с 28 млн. тонн до 67 млн. тонн нефти в год. «Это будет выгодно как для России, так и для Казахстана», - убеждал Путина Назарбаев. Россия и Казахстан - крупнейшие акционеры КТК, им принадлежит, соответственно, 24% и 19% акций этого международного консорциума. Остальные распределены между Оманом и несколькими западными нефтяными компаниями. По трубопроводам КТК каспийская нефть, добываемая в Казахстане консорциумом, поставляется в морской порт Новороссийска.
Поднятый г-ном Назарбаевым вопрос имеет несколько аспектов, главные из которых он не стал озвучивать публично. И понятно почему. Проблема, решения которой он хотел бы добиться от Путина, деликатна и состоит в стремлении ограничить транспортировку каспийской нефти по трубам, принадлежащим госкомпании «Транснефть» с тем, чтобы перенаправить ее в трубопроводную систему КТК.
Цена вопроса весьма высока, поскольку любая нефть, даже такая легкая, а значит - дорогая, которая добывается на месторождениях в казахстанском Тенгизе, попадая в старые трубы «Транснефти», смешивается с другими, тяжелыми и дешевыми сортами нефти и существенно падает в цене. Это вынуждает участников консорциума перевозить тенгизскую нефть до Новороссийска по железной дороге с большими транспортными издержками.
Поэтому таким странным кажется адресованное Путину предложение решить проблему, которая, казалось бы, давно решена: начать строительство второй очереди КТК, увеличивающей его мощность. Такое решение уже было принято несколько лет назад всеми акционерами КТК. Однако средства для строительства должны быть аккумулированы за счет доходов от реализации первой очереди (28 млн. тонн), но как раз этот процесс и тормозится из-за неконструктивной, как считают и Казахстан, и другие участники КТК, позиции «Транснефти». Г-н Назарбаев деликатно умалчивает и о еще одной стороне проблемы: объемов каспийской нефти, добываемой в Казахстане, еще не достаточно для заполнения второй очереди КТК.
Результаты чимбулакской дискуссии президентов по КТК остались неизвестны широкой публике. Зато Путин и Назарбаев порадовали друг друга значительным увеличением взаимного товарооборота, выросшего за прошлый год на 47% и достигшего 7 млрд. долларов. На повестке дня были и другие дежурные, но уже международные темы: ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, перспективы сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Владимир Путин заметил, что «ему было очень приятно, когда премьер-министр Турции во время недавней встречи высказал заинтересованность в налаживании сотрудничества Турции с ШОС». Г-н Назарбаев воспринял это сообщение с удовлетворением.
Аркадий ДУБНОВ