|
|
N°2, 13 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ярослава Бубнова: «Первая выставка биеннале не бывает потрясающей»
28 января открывается первая Московская биеннале современного искусства. О процессе подготовки этого статусного и принципиального для культурной жизни России фестиваля обозревателю Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказала сокуратор проекта, известный в мире специалист contemporary art Ярослава БУБНОВА.
-- Кураторская группа Московской биеннале современного искусства включает в себя шесть человек, все -- крупнейшие и авторитетнейшие теоретики и менеджеры contemporary art. Кроме вас, Ярослава, приглашены Николя Буррио, Роза Мартинес, Ханс-Ульрих Обрист, Даниэль Бирнбаум. Куратором-координатором является Иосиф Бакштейн. Работать в этой компании было интересно?
-- Да. Каждый из кураторов предлагал свой список художников для главной выставки биеннале. У каждого куратора свои «фавориты», которых необходимо защищать, предлагать какие-то аргументы, спорить и в итоге находить компромисс с коллегами. Уточню, что случай с Московской биеннале не первый пример, когда фестиваль делает команда из нескольких кураторов. Скорее это тенденция последних лет. На чем она основана? Циничный вариант ответа: на рассредоточении ответственности. Ответ по существу: на глобализации культурного пространства. Если делать выставку, отвечающую логике глобализации, необходимо хотя бы на короткое время собрать самых разных художников из разных стран. Одному человеку такое не под силу. Невозможно быть специалистом одновременно и по бельгийскому видеоарту и по китайской живописи. Поэтому выставки мирового масштаба готовят команды специалистов.
-- Те, кто наблюдает за подготовкой биеннале со стороны, в частности, представители СМИ, отметили с удивлением, что процесс окутан завесой тайны. Все во мраке неизвестности, все непрозрачно. До сих пор не афишируются имена художников, участвующих в главной выставке биеннале в Музее Ленина...
-- Теория конспирации в данном случае действительно присутствует. Как у всякой теории конспирации, у нее множество объяснений и интерпретаций. Одного-единственного ответа нет. Одна из версий, почему поздно сообщаются подробности, особенно имена художников, -- кураторы работают одновременно над другими проектами и очень боятся повредить собственной репутации независимых селекторов. Другая версия конспиративной теории зашифрована в самом названии биеннале. Официальное название проекта «Первая Московская биеннале современного искусства». В данном случае ключевыми словами являются «первая» и «московская»: трудностей много -- ясности мало. Не хочется преждевременно чем-то обнадеживать, что-то обещать.
-- Как вы думаете, не поздно ли Москва решила проводить биеннале современного искусства? Некоторые, на мой взгляд, малоудачные европейские выставки последних лет дают повод говорить о кризисе биеннального движения...
-- Честно говоря, я большой поклонник жанра биеннале и не считаю, что эта форма устарела. Возьмем пример -- Стамбульская биеннале существует с 1992 года. Должна вам сказать: сама биеннале оказала мощнейшее влияние на контекст современной культуры не только Стамбула, но и всей Турции. Невероятно вырос профессионализм в сфере выставочного, музейного менеджмента.
Конкретное значение слова «биеннале» -- «раз в два года». Периодичность я считаю важнейшим условием развития и художественного процесса как такового, и просвещения, цивилизации той среды, где биеннале проводится. Первая выставка никогда не бывает потрясающей. Она не будет ни самой шокирующей, ни самой хорошо сделанной. Но процесс пойдет.
-- Существуют ли какие-то официально табуированные темы, которые не могут быть сюжетами Московской биеннале?
-- Комиссар озвучил две: личность президента Путина и православная религия. Но они, конечно, не единственные. В запретную территорию биеннале попадают и другие больные для России темы, как то: антисемитизм или Чечня. Еще одна проблема с запретами и табу -- в России действуют многие законы, регулирующие общественное пространство. Эти законы прилагаются к пространству выставки. Что, на мой взгляд, абсолютно неправильно. Музей, кинотеатр, концертный зал не являются просто общественным пространством. Ты туда заходишь по собственному выбору и платишь за вход деньги. Многие подчас шокирующие глаз перформансы в общественном пространстве (городской площади, улице, метро) справедливо расценивались бы как хулиганство. Но, попадая на территорию выставки, они становятся творческим жестом. Законодательную цензуру мы испытали на себе. Одним приглашенным на биеннале художником был предложен симпатичный перформативный проект с использованием мочи. Вдруг оказалось, что в законе есть статья, запрещающая демонстрацию этого продукта жизнедеятельности организма в общественном пространстве.
-- Трудности с подготовкой главной площадки биеннале -- Музея Ленина -- были?
-- Главная проблема -- помещение получено за три месяца до открытия биеннале. Когда оно было получено, потребовалась срочная экспертиза по технологии использования здания. Надо было понять: что можно там делать, выдерживает ли там электросеть, куда надо запихать туалеты для публики. Это отнимает страшно много времени. Проблема решена благодаря отличной работе Росизо и координатора биеннале Иосифа Бакштейна. Ремонт был сделан фантастически быстро и очень прилично. Для производства самих художественных произведений был приглашен специалист из Голландии Александр Готшалк. Его должность -- продакшн менеджер, создатель артефактов. Он координирует взаимодействие различных артобъектов с пространством самой выставки и друг с другом. Для России это профессия новая -- здесь подготовкой работ занимаются либо галеристы, либо сами художники.
-- Какой стереотип российского сознания стал препятствием в подготовке биеннале?
-- Отсутствие у россиян уважения к художественному продукту как таковому. Даже если кажется, что перед вами не пойми что и полный бред, требуется терпимость. Мы ведь имеем в виду в данном случае даже не личность мастера, а уважение к его профессии.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ