|
|
N°124, 13 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Седьмая "Карта"
Произведения Малевича и Кандинского приехали в Москву из Краснодара
Это уже седьмая экспозиция в некогда учрежденном Третьяковкой выставочном цикле "Золотая карта России". Устроители стремятся преодолеть некоторую монотонность проекта, вычленяя из собраний российских провинциальных музеев отдельные темы или разделы. Поначалу в Москву привозили только живопись, потом дело дошло до графики, икон и скульптуры. Тульский музей демонстрировал исключительно западноевропейское искусство прошлых веков. Последовавшая за этим нынешняя выставка Краснодарского краевого художественного музея посвящена русскому авангардному искусству 1910--1920 годов.
Сегодня в музее хранится около 9000 произведений. Он носит имя Федора Коваленко, местного собирателя, чьими усилиями в апреле 1904 года была создана Екатеринодарская картинная галерея: ее основу составили произведения русской реалистической школы, а также несколько копий с западноевропейских шедевров. После во всех смыслах революционных преобразований в начале 20-х на месте галереи возник Кубанский областной художественный музей имени Луначарского (сам Анатолий Васильевич посетил Краснодар в 1926 году и остался очень доволен музеем собственного имени).
Существованием ныне показываемой в Москве коллекции авангарда музей обязан искусствоведу Ромуальду Войцику. Выпускник столичного университета, он возглавил музей в 1924-м (впрочем, при нем приобретались и древнерусская живопись, и западноевропейские подлинники XVIII -- XIX веков, экспонаты поступали из Эрмитажа и из Исторического музея). При Войцике в краснодарскую коллекцию попали образцы новейших течений искусства ХХ века -- из Наркомпроса, Государственного музейного фонда, а также столичного Музея живописной культуры. Этот музей, просуществовавший только с 1919 по 1929 год (вторую половину срока -- в качестве отдела Третьяковской галереи), возглавляли Василий Кандинский, Александр Родченко, Петр Вильямс и другие мэтры. Некоторые их произведения по случаю выставки снова прибыли в Москву.
К началу 30-х произведения супрематистов и кубофутуристов стали плавно исчезать из музейных залов, перекочевывая в запасники: новое сталинское время требовало новых патриотических песен "о главном" в исполнении членов Ассоциации художников революционной России. Незавидная участь ждала и Ромуальда Войцика: в 37-м он был репрессирован. Его обвинили в создании международной террористической организации и... неадекватной оценке творчества предшественников АХРРа, российских художников-"передвижников". По словам Юрия Солодовникова, нынешнего замдиректора Краснодарского музея по науке, документальные материалы, посвященные сгинувшему где-то в Казахстане Войцику, стали появляться в музее только в самое недавнее время: в отсутствие родственников ознакомиться с делом реабилитированного директора в архивах ФСБ было очень непросто.
Выставку в Инженерном корпусе ГТГ открывают кубистические произведения Ивана Клюна и Самуила Адливанкина, "Супрематизм" (1915--1916) Казимира Малевича. Богато представлен "Бубновый валет" -- знаменитое российское объединение живописцев, следовавшее традициям французского искусства начала ХХ века (Петр Кончаловский, Александр Куприн, Илья Машков и другие). При всем несходстве живописного решения "Деревенские купальщицы" кисти Михаила Ларионова напоминают композиции Поля Гогена, а холст Наталии Гончаровой "Дровокол" под стать лучшим вещам художницы, хранящимся в самой Третьяковке. Из прочих имен наиболее заметна Александра Экстер -- ее "Ваза с цветами" (до 1913) сочетает конструктивность изображения с трепетной живописью, а также Борис Григорьев, Николай Милиоти, Сергей Судейкин. Графика обозначена всего двенадцатью вещами, зато здесь встречаются Шагал, Филонов и Чекрыгин.
Восьмой "золотой картой" Третьяковки в середине октября будет выставка из Перми -- одновременно с "Пермью Великой" в Историческом музее.
Выставка в Инженерном корпусе ГТГ (Лаврушинский переулок, 12) открыта до 8 октября.
Подпись:
Иван Пуни. Натюрморт, 1922
Сергей САФОНОВ