|
|
N°118, 06 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Макет «Курска» подняли без проблем
В петербургском Центральном НИИ им. академика Крылова были вчера проведены испытания оборудования, предназначенного для подъема АПЛ «Курск» в Баренцевом море. Подъем запланирован на середину сентября. На специальном стенде были также «проиграны» условия, в которых лодка будет транспортирована на судоремонтный завод военной базы Росляково для исследования и утилизации.
ЦНИИ им. Крылова принимает самое непосредственно участие в операции по подъему субмарины. В этом научном центре разрабатываются технологии и техника для подводных работ, а также проводится математическое моделирование испытаний оборудования, деталей и конструкций. Операция в Баренцевом море будет состоять из четырех этапов -- мониторинг технологических отверстий для захватывающих устройств, отсечение первого отсека, собственно подъем и транспортировка. И участникам операции необходимо быть уверенными в том, что режущие аппараты справятся со своей задачей, а сама лодка не сорвется ни во время подъема, ни по дороге в Росляково.
Вчера в институте начали тестирование оборудования для подводной резки. Режущий агрегат изготовлен норвежской фирмой DSND и прислан в Петербург специально для испытаний. Струя воды, «начиненная» абразивной смесью под давлением в 1000 атмосфер, через металлическую плиту, по своим характеристикам подобную прочному корпусу лодки, прошла, по отзывам специалистов, так же легко, как иголка протыкает воздушный шарик.
Именно такой результат должен быть получен и на более чем 100-метровой глубине, где уже не человек, а робот будет управлять аппаратом фирмы DSND. Резка металла под водой начнется около 20 июля, после того, как в районе первого отсека будет размыт грунт, что облегчит отсечение разрушенной части корпуса лодки.
А прочностные характеристики захватывающих и удерживающих устройств были вчера протестированы в стендовом бассейне ЦНИИ им. Крылова. В нем при помощи специальной аппаратуры, позволяющей имитировать пятибалльный шторм, менять направление и силу ветра и течений, была поднята модель АПЛ, в 50 раз меньшая реального «Курска». Затем макет, также при «меняющихся погодных условиях» был транспортирован в Росляково. Пока проектировщики и конструкторы приходят к выводу, что все научные и конструктивные решения проекта подъема субмарины полностью подтверждаются в ходе испытаний.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург