|
|
N°118, 06 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закон и правосудие для бедноты
На следующей неделе Всемирный банк при поддержке российского правительства проведет в Санкт-Петербурге Международную конференцию о законе и правосудии. В выборе места ее проведения не последнюю роль сыграло то, что Россия как раз начинает сложную и кардинальную судебно-правовую реформу. Ее инициатор российский президент Владимир Путин вместе с президентом Всемирного банка Джеймсом Вулфенсоном откроет конференцию. Кроме того, в ней примут участие 400 человек из 75 стран -- судьи, министры, работники прокуратуры, парламентарии, ученые, адвокаты, представители неправительственных организаций. Наиболее важные вопросы для обсуждения; как обеспечить бедноте доступ к правосудию; как заручиться общественной поддержкой реформ; как сформировать достаточный бюджет для судебной системы; как отбирать судей и обеспечивать соблюдение ими дисциплины; как восстанавливать законодательно-нормативную базу и правовые рамки в странах, выходящих из конфликта. О том, какую роль играет состояние законности для экономики, статья директора Всемирного банка по России Джулиана ШВЕЙЦЕРА, написанная специально для газеты «Время новостей».
У России с ее огромными природными и человеческими ресурсами, высочайшим научно-техническим потенциалом, богатой культурой и традициями имеется все необходимое для того, чтобы стать мощным и процветающим государством. Но, как недавно подчеркнул президент Путин, вопиющее отсутствие господства права -- необходимого условия прозрачной и подотчетной системы управления, стабильной финансовой системы, устойчивого экономического развития, доступа к правосудию для рядовых граждан -- это и есть та ахиллесова пята, которая мешает России уверенно двигаться к открытому рыночному обществу.
Конференция в Санкт-Петербурге совпадает по времени с идущей в России серьезной перестройкой правовой и судебной системы. Когда президент Путин выступал на эту тему перед Федеральным Собранием, он не стеснялся называть вещи своими именами. Признав неспособность правительства, судов и органов правопорядка защитить граждан от «рэкетиров, бандитов и взяточников», российский президент охарактеризовал российскую судебную систему как «теневое правосудие». Предлагаемая программа реформ направлена на повышение качества и нравственной цельности судейского корпуса. В нее войдут такие меры, как повышение стандартов и установление более высоких окладов для судей, борьба с перегруженностью судов за счет увеличения количества судей, повышение прозрачности судопроизводства посредством ввода института суда присяжных, защита прав рядовых граждан за счет ограничения права обвинения на обыск и выемку, приведение уголовного и гражданско-процессуального права в соответствие с требованиями времени. Эта далеко идущая программа, которая, по оценкам, должна обойтись России в 1,5 млрд долларов, пользуется активной и энергичной поддержкой президента Путина и руководимой им исполнительной ветви власти. Однако при этом -- что неудивительно -- она сталкивается с сопротивлением со стороны определенных кругов.
Разумеется, Россия не единственная в мире страна со слабой правовой и судебной системой. Азиатский финансовый кризис 90-х годов четко обозначил слабые точки экономического развития в отсутствие прочной правовой и финансовой инфраструктуры. Если «правосудие, отложенное на потом» действительно рассматривать как «отказ в правосудии», тогда в самой густонаселенной демократической стране мира, Индии, населению отказывают в правосудии: в этой стране 25 млн дел ожидают рассмотрения. Чтобы принять по ним решения, понадобится 324 года, и это при том условии, что за это время не будет подано ни одного нового иска и не будет заведено ни одного нового дела.
По оценкам экономиста из Перу Хернандо де Сото, беднота, проживающая в странах третьего мира, фактически владеет недвижимым имуществом на сумму 9,3 трлн долларов США, но при этом не имеет возможности извлечь из него экономическую выгоду, поскольку их активы не признаются, не используются, не могут служить залогом для получения кредитов. Это следствие отсутствия четких, справедливых и обеспеченных правовой санкцией прав собственности. Исследования, проведенные специалистами Всемирного банка, показали, что образование для девушек и женщин представляет собой оптимальный механизм сокращения бедности; при этом женское население не защищено ни законами, ни конкретной практикой их применения. На предоставленные Всемирным банком кредиты Эквадор выполнил четыре экспериментальных проекта, в рамках которых были созданы «правовые клиники» для женщин. Проекты дали мгновенные и ошеломляющие положительные результаты.
Как и другим институтам, занимающимся развитием, и национальным правительствам, Всемирному банку пришлось извлекать нелегкие уроки из собственного опыта работы. Еще относительно недавно Банк сторонился вопросов судебных реформ, считая их не относящимися к своему мандату. В результате первые «вылазки» Банка в область правовых реформ обусловливались исключительно соображениями экономического развития и были ограничены работой с коммерческими законами и коммерческими же институтами, такими, как комиссии по регулированию деятельности банков. Однако, как и другие доноры, Всемирный банк быстро осознал, что правовые и судебные реформы принципиально важны не только для устойчивого экономического развития, но также и для сокращения бедности, т.е. для того, что составляет суть миссии ВБ. С тех пор парадигма деятельности Банка сместилась в сторону комплексного подхода, в рамках которого в центр борьбы с бедностью поставлена правовая реформа, а на основе глубинных оценок, широкого процесса консультаций, системных программ в области права и правосудия идет укрепление судов и адвокатского и судейского корпуса, повышается правовая грамотность, расширяется доступ к правосудию, граждане наделяются правами и возможностями.
Однако единого, годящегося для всех стран «шаблона» реформ нет и не может быть -- реформы необходимо «подгонять» под конкретные обстоятельства и традиции каждой страны. Но самое главное -- нужно сделать так, чтобы страны относились к реформам как к собственному «детищу», испытывали за них чувство ответственности, чтобы реформы подкреплялись национальной политической волей и опирались на поддержку основных заинтересованных сторон, проявляющих в их отношении долгосрочную заинтересованность.
Предоставление бедным слоям населения возможностей формировать собственное развитие и пользоваться его плодами -- один из основополагающих элементов борьбы с бедностью в мире. Этот процесс наделения рядовых граждан полномочиями требует наличия справедливых законов, исполнение которых обеспечивается эффективно функционирующей судебной системой. Да, дело именно в законах и в их исполнении, поскольку бедность -- это не нехватка ресурсов. Бедность -- это нехватка правосудия. И чтобы правосудие восторжествовало, конференция в Санкт-Петербурге должна стать не просто рекламой осуществляемых Россией сегодня и заслуживающих всяческих похвал реформ -- эта конференция должна послужить укреплению законности и правосудия во всем мире.
Джулиан ШВЕЙЦЕР, директор Всемирного банка по России, специально для газеты «Время новостей»