|
|
N°239, 30 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осколки раздражения
Самые досадные казусы киногода
1. «Александр» (США, 2004, Оливер Стоун). Обескураживающе неудачный эпос действительно великого режиссера, в котором вместо ожидаемых масштабных битв привлекает внимание разве что дикая сцена с отрубанием хобота боевому слону. Вместо привычной для Стоуна «правды характеров» -- опереточные страдания напомаженных представителей сексуальных меньшинств, выдающих себя за античных героев.
Вместо него стоит посмотреть: да хотя бы и многострадальную «Трою» -- при всех клюквенных ляпсусах этот «пеплум» выглядит более живо и эффектно.
2. «Крупная рыба» (США, 2004, Тим Бертон). Безукоризненный с точки зрения визуального декора, но какой-то необъяснимо фальшивый фильм от некогда главного голливудского визионера. Бертон сделал все, что от него требовалось, но оказалось, что сегодня хотят от него очень и очень немногого. В уходящем году были фильмы хуже, но не было более расстраивающего, будто кусок пластилина в ярком конфетном фантике.
Вместо него стоит посмотреть: лучше всего прочитать только что переведенный на русский одноименный «роман мифических пропорций» Дэниэла Уоллеса, по которому и снят фильм.
3. «Затойчи» (Япония, 2003, Такеши Китано). А вот это совсем уж плачевно. Опасения, появившиеся уже после мертворожденных «Кукол», полностью подтвердились: некогда самый умный, веселый и жестокий японец в мире отделал классический сюжет о слепом самурае с хамским напором профессионального вышибалы. И даже финальный танцевальный номер в ритме степа вызывает не восторг, а уныние.
Вместо него стоит посмотреть: любой из 26 оригинальных японских фильмов про Затойчи с Шинтаро Катцу в главной роли.
4. «Игры джентльменов» (США, 2003, Джоэл и Этан Коэны). Пожалуй, самый тяжелый случай. По сравнению с этой псевдостильной псевдокомедией (вышедшей у нас, к счастью, только на видео), даже и «Затойчи» покажется запредельным прорывом в неведомые дали. Были в свое время такие хорошие режиссеры, братья Коэны. Да захлебнулись по собственной воле в мутном голливудском болотце. Следствие закончено, забудьте.
Вместо него стоит посмотреть: фильм-оригинал 1955 года с Алексом Гиннесом или «Добро пожаловать в Коллинвуд» -- примерно о том же, но на самом деле гомерически смешно.
5. «Монстр» (США, 2003, Пэтти Дженкинс). Кинобиография самой знаменитой в Америке женщины -- серийной убийцы была снята, кажется, только для того, чтобы изуродовать красавицу Терон портретным гримом и дать ей заработать «Оскара». За Терон можно порадоваться, а вот за зрителей, вынужденных терпеть эту нескладную и малоубедительную бодягу, -- наоборот. Фильм-монстр во всех смыслах слова.
Вместо него стоит посмотреть: либо «Генри. Портрет маньяка-убийцы», где все не в пример убедительнее, либо любой другой фильм с Шарлиз Терон без грима.
6. «Небесный капитан и мир будущего» (США, 2004, Керри Конран). Кино в принципе неплохое, даже хорошее. Но вряд ли что-то в этом году настолько же не оправдало ожиданий, как этот стильно стилизованный ретро-комикс. Мнился прорыв в технологиях, киноманский экстаз и культовый статус -- а на деле, когда картина кончается, перед глазами предательски мерцает все тот же зеленый экран, на фоне которого бушуют ненастоящие страсти.
Вместо него стоит посмотреть: любой из обильно цитируемых Конраном фильм 30--50-х годов -- от «Гражданина Кейна» до мультика о Супермене «Механические монстры».
7. «Тайное окно» (США, 2004, Дэвид Коэпп). Совершенно непонятно, почему из всего наследия великого Стивена Кинга надо было выбирать едва ли не единственное его произведение, в принципе не поддающееся переносу на экран. Фильм-недоразумение, после которого приходится с пеной у рта доказывать, что Кинг на самом деле не фигляр-халтурщик, а великий писатель.
Вместо него стоит посмотреть: «Ловца снов» Лоуренса Каздана по одноименному роману Кинга; этот фильм автор первоисточника назвал лучшей экранизацией за долгие годы.
8. «Фаренгейт 9/11» (США, 2004, Майкл Мур). Джордж Буш-младший может принимать поздравления: главный козырь его противников, топорная псевдодокументальная агитка в худших традициях жанра хоть и получила каннскую «Золотую пальмовую ветвь», но оказалась абсолютно беспомощной с точки зрения искусства кино. И забудется задолго до следующих выборов. Да и сам Мур -- человек, судя по всему, на редкость неприятный.
Вместо него стоит посмотреть: хотя бы «Боулинг для Колумбины» того же Мура, где все было придумано и смонтировано не в пример качественнее и интереснее.
9. «Час расплаты» (США, 2003, Джон Ву). Некогда главный постановщик боевиков в мире обратился к рассказу величайшего изобретателя необычных сюжетов в истории научной фантастики -- и со всего размаху упал в лужу. Редкий малобюджетный трэш за прошлый год был настолько же смехотворным и нелепым, как эта попытка убежать от самого себя. Были у Ву фильмы круто сваренные -- а стали всмятку.
Вместо него стоит посмотреть: любой старый фильм Джона Ву до «Трудной мишени» включительно или любую другую киноадаптацию Филипа К. Дика.
10. «Терминал» (США, 2004, Стивен Спилберг). После этой омерзительно-засахаренной, насквозь прогорклой и несуразной картины больше всего хочется подойти к «доброму сказочнику» господину Спилбергу, изо всех сил дернуть его за знаменитую бороду и убежать. Наконец-то этот вечный ребенок с повадками Скруджа Макдака открыл свое истинное лицо и сделал фильм по-настоящему отвратительный.
Вместо него стоит посмотреть: увы, но даже весь отсмотренный залпом «Индиана Джонс» и «Челюсти» на закуску не в состоянии нейтрализовать полученную изжогу.
|