|
|
N°117, 05 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Маневры у долговой ямы
Леонид Кучма предлагает России новые схемы
России пока не удается добиться от Украины ни выплаты миллиардных «газовых» долгов, ни их погашения стратегическим имуществом. Выпуск еврооблигаций под госгарантии, которые россияне планировали использовать при приватизации украинской газовой «трубы», срывается. Киев пытается перевести вопрос долговых обязательств из межгосударственной сферы в сферу корпоративных отношений между «Нефтегазом Украины», который экспортирует 100% российского газа, и «Газпромом». Государство никогда не возьмет на себя долги «Нефтегаза Украины», это принципиальная позиция, заявил Леонид Кучма. С ним солидарен и премьер Анатолий Кинах. Министр финансов Игорь Митюков опроверг сам факт переговоров о выпуске гарантированных государством евробондов «под долги» этой корпорации.
Для России подобные демарши -- полная неожиданность, ведь двусторонние соглашения по газу, подписанные в декабре прошлого года премьерами Касьяновым и Ющенко с подачи президента Кучмы, предполагали, что Украина выпустит еврооблигации на всю сумму согласованного «газового» долга. В уточняющих документах, где стоят автографы вице-премьеров Христенко и Еханурова, есть положение, открывающее этим ценным бумагам доступ для участия в приватизации украинских стратегических объектов. Ныне президент Украины ищет способ уклониться от выполнения договоренностей. «Не знаю, что это за игра была и кому она выгодна, -- заявил он и тут же перевел стрелки на экс-премьера Виктора Ющенко. -- Если не то подписал, откажись... или другой ход сделай, однако нельзя в межгосударственных соглашениях вести себя как мальчик».
После примирения с Западом, который убедился в бесперспективности «кассетного» скандала, украинский лидер может вновь пойти вразрез с интересами России -- как ни крути, продать газопровод за деньги выгоднее, чем за долги. Но более вероятно, что Киев и Москва нашли другой, более надежный путь приватизации «трубы» и разыгрывают конфликт по поводу выпуска еврооблигаций, чтобы притупить бдительность иностранных партнеров. В пользу последней версии свидетельствует заявление замминистра топлива и энергетики, главы «Нефтегаза» Вадима Копылова о том, что Киев найдет иные способы разрешения долговой проблемы, и Москва уже получила некоторые предложения на сей счет. Ранее премьер Кинах одобрил идею председателя правления Национального резервного банка России Александра Лебедева о погашении газового долга корпоративными еврооблигациями -- ценными бумагами «Нефтегаза», не гарантированными Украиной.
Этой государственной корпорации ныне принадлежит вся газотранспортная система, и Россия может получить ее в собственность, предъявив имущественные иски к «Нефтегазу» через арбитражные суды (для этого и пригодятся соответствующие ценные бумаги). Такие же иски может предъявить и монакская компания Monde Re, страховщик «Газпрома» в случаях несанкционированного отбора газа на территории Украины (Верховный суд России признал, что «Нефтегаз» должен выплатить этой компании 88 млн долл.). Кстати, сразу после подписания «мирового соглашения» с Monde Re «Нефтегаз» стал инициатором рассмотрения в правительстве законопроекта о приватизации корпорации «целостным имущественным комплексом». Последнее открывает путь к «запуску» вышеназванных схем.
По подобному сценарию на Украине уже продали несколько облэнерго. Правда, из-за шума, поднятого западными инвесторами, ЕБРР и американским посольством, Леониду Кучме пришлось пару недель назад приостановить приватизацию энергообъектов, которые реализовались за долги «из-под полы», и дать генпрокуратуре неофициальное распоряжение привлечь к ответственности министра юстиции Сюзанну Станик и ее первого зама Бронислава Стычинского. Дело в том, что минюст и главная налоговая администрация сумели придать открытым конкурсам западного образца специфический колорит.
Суть схемы такова. Поставщики газа и электроэнергии, которым задолжали облэнерго, подают на них в арбитражный суд иск о взыскании долга. Арбитраж принимает соответствующее решение, и имущество передается предприятию «Укрспецюст», структуре, подчиненной минюсту. «Укрспецюст» выставляет имущество на якобы свободный конкурс. Однако судьбу его фактически решают чиновники, которые договариваются с кредиторами облэнерго и, понятное дело -- не безвозмездно, объявляют их победителями тендера. Чтобы «отрезать» конкурентов от участия в подобном «конкурсе», тираж газет, публиковавших соответствующие объявления, выкупают еще в типографии.
Под давлением скандала Кучма предложил Раде утвердить мораторий на принудительную продажу госимущества за долги. Но парламент вряд ли успеет одобрить закон до каникул, а за оставшиеся летние дни энергообъекты вполне могут распродать по «теневым» схемам. А там, глядишь, и до газовой трубы дело дойдет.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев