Время новостей
     N°239, 30 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.12.2004
Заказ оборонный и политический
Правительство вступает в 2005 год без экономического курса
Главным вопросом сегодняшнего заседания кабинета министров станет утверждение государственного оборонного заказа на 2005 год. Его проект неделю назад одобрила правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам во главе с премьером Михаилом Фрадковым. А Владимир Путин на последнем в уходящем году совещании с членами правительства 27 декабря выразил надежду, что главный для российского оборонно-промышленного комплекса документ министры утвердят без проволочек.

Нынешний государственный оборонный заказ по всем параметрам превзойдет прошлогодний. В денежном исчислении он составит без малого 187 млрд руб. Это на 26,7% больше, чем в прошлом году. Сегодня каждый десятый рубль бюджета страны работает на гособоронзаказ.

В аппарате заместителя министра обороны по вооружению генерала армии Алексея Московского, которого в последнее время все чаще критикуют за неэффективную трату «оружейных» денег, не скрывают, что именно собираются закупить для вооруженных сил в 2005 году. Для ВВС это десяток модернизированных фронтовых истребителей Су-27СМ, два стратегических ракетоносца Ту-160, к которым поступят высокоточные крылатые ракеты класса «воздух--земля», а также по два вертолета Ми-28Н и Ка-52. Два неназванных корабля поступят на вооружение ВМФ. Сухопутные войска получат подкрепление в виде 92 бронетранспортеров БТР-80, 17 танков Т-90, двух новейших тактических ракетных комплексов «Искандер». Космические войска и Ракетные войска стратегического назначения пополнятся пятью ракетами-носителями, девятью космическими аппаратами и четырьмя межконтинентальными баллистическими ракетами.

Начать новый год уже готовым гособоронзаказом для промышленности благо, поскольку комплектующие она может закупать уже с 1 января -- пока цены не подпрыгнули. Эффективность использования выделенных средств правительство рассчитывает повысить с помощью только что созданного единого центра закупки вооружений. Этот центр, по словам главы военного ведомства Сергея Иванова, «будет осуществлять в режиме одного окна контрактацию закупки и делать заказы на научно-исследовательские разработки для армии».

Есть и другие новшества. В гособоронзаказ перестанут включать работы, оплата которых ожидается в следующем году или за счет средств от предпринимательской деятельности. А контракты на военную технику с длительным циклом изготовления будут заключаться на три года, а не ежегодно, как прежде. И самое интересное -- договоры и контракты, одобренные военно-промышленной комиссией, теперь могут заключаться, не дожидаясь постановлений правительства.

Оборонный заказ правительство несомненно утвердит. А вот с заказом на экономическую политику остаются большие проблемы. Глобальных итогов уходящего года на последнем заседании кабинет министров подводить не собирается. По двум причинам. Во-первых, эти итоги частично уже подвели при обсуждении правительством нового варианта среднесрочной программы социально-экономического развития страны до 2008 года. Результатом той дискуссии стал неутешительный вывод: экономика растет гораздо медленнее, чем в прошлом году, и расти быстрее не собирается, инфляция никак не желает укладываться в прогнозные показатели, а в правительстве как не было единства, так и нет. Во-вторых, итоги текущего года кабинету Фрадкова придется подводить как минимум еще раз -- в феврале года наступающего. Именно к этому сроку правительство должно окончательно утвердить программу социально-экономического развития (с ростом, обеспечивающим удвоение ВВП к 2012 году, или без такого роста, с проведением структурных реформ или без них).

Подводя итоги уходящего года, правительству, видимо, больше придется оглядываться назад, оценивая свое место и роль в нынешней конструкции российской исполнительной власти. По мнению многих наблюдателей, сами члены кабинета Михаила Фрадкова отлично отдают себе отчет в том, что после мартовской реорганизации кабинета никакой единой команды так и не получилось. Но если раньше, в бытность премьером Михаила Касьянова, противоречия в правительстве объяснялись исключительно сложными личными отношениями внутри кабинета, то нынче разногласия носят идеологический характер.

Крепкий хозяйственник, администратор с советским опытом и в душе немного социалист Михаил Фрадков с одной стороны и непоколебимый либерал, хотя бы на словах, Герман Греф -- с другой пока не могут договориться, какой должна быть экономическая политика. А в том, что некоего определенного экономического курса у правительства нет, открыто признается сам автор реформ Герман Греф. Так и говорит: «У нас нет экономической политики». И вот в этом с ним безусловно соглашается его главный негласный оппонент -- премьер Михаил Фрадков.

Впрочем, не факт, что отсутствие внятного экономического курса -- вина одного правительства. У него фактически нет права определять экономический курс. Центром принятия многих, если не всех ключевых экономических решений остается Кремль. Что касается Белого дома, ему отведены, скорее, технические функции, а также функции научно-исследовательского института по анализу и описанию экономических перспектив.

Так что Новый год правительство встречает на фоне все более настойчивых слухов о возможных кадровых перестановках, единодушном признании экспертами не слишком эффективной работы реорганизованного кабинета министров и ухудшения большинства макроэкономических показателей по политическим причинам. То есть по причинам, от нынешнего правительства России не зависящим.

Вера КУЗНЕЦОВА, Николай ПОРОСКОВ