|
|
N°238, 29 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проверка "Дружбой"
Российская нефть на хорватских выборах
В Хорватии под самый Новый год закончится предвыборная президентская кампания, и уже 2 января граждане потянутся на избирательные участки. Дата голосования заставляет поволноваться за судьбу выборов -- они могут просто сорваться, если естественная после праздничного застолья апатия населения трансформируется в распространенный на Балканах «синдром электоральной спячки». Такое уже было в Сербии и Черногории. Для победы кандидату нужно более 50% голосов, иначе судьбу президента решит второй тур голосования 16 января.
Кандидатов в президенты зарегистрирована «чертова дюжина» -- 13 человек. Реально претендовать на успех могут только действующий президент Хорватии социал-демократ Стипе Месич и вице-премьер Ядранка Косор, выдвинутая правящим «Хорватским демократическим содружеством».
Хорватия -- наиболее стабильная страна на постъюгославском пространстве. В феврале 2003 года она получила статус кандидата на вступление в Евросоюз. Загреб занимает прагматичную позицию, сотрудничая и с Западом, и с Россией, и даже с бывшими собратьями по титовской Югославии, в том числе с Белградом и Сараево. Во времена СССР из всех республик союзной Югославии Хорватия была крупнейшим партнером нашей страны.
Перспективные направления российско-хорватских экономических связей -- двустороннее инвестиционное сотрудничество, топливно-энергетический комплекс, судостроение (эта отрасль прекрасно развита в Хорватии). Принятая в этой балканской стране программа газификации открывает интересные перспективы для российских газовиков -- там грядут реконструкция и развитие местных газовых сетей. Открылись и перспективы участия российского капитала в хорватской приватизации.
Особый интерес россияне проявляют к планам соединения нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Первый идет из России в Европу, а его южная ветка проходит через Хорватию, в том числе в районе города Сисак. Трубопровод «Адрия» соединяет глубоководный хорватский порт Омишаль, что на берегу Адриатического моря, с НПЗ в Сисаке. Соединив «Дружбу» и «Адрию» и реверсировав последний трубопровод, российскую нефть можно будет экспортировать не только по трубе в Европу, но и по морю в другие регионы мира. Маршрут таков -- нефть из России идет сперва по «Дружбе», потом по «Адрии» из Сисака в порт Омишаль с последующей перегрузкой на танкеры. Для России выход в Адриатику весьма важен, ведь традиционные маршруты перевозки нефти танкерами через турецкий пролив Босфор перегружены. Многостороннее соглашение по поводу соединения «Дружбы» с «Адрией» помимо России и Хорватии подписали в 2002 году Украина, Белоруссия, Словакия и Венгрия.
В условиях предвыборной президентской гонки в Хорватии вокруг проекта «Дружба--Адрия» развернулись политические дебаты, в том числе между кандидатами Месичем и Косор. Последняя обмолвилась, что план соединения нефтепроводов невыгоден для Хорватии. Однако российские источники «Времени новостей» уверены, что проект будет реализован независимо от результатов президентской гонки.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Иван СОЛОВЬЕВ