|
|
N°238, 29 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Языковой барьер
Педагогу не позволили научить школьников правильному использованию ненормативной лексики
Всего полгода смогли изучать на занятиях в родной школе тонкости русского мата старшеклассники городка Ревда, что в Свердловской области. Попытка учителя русского языка дать детям научное объяснение нецензурной брани не нашла понимания у чиновников от образования. И теперь в школе №7, где учатся любознательные дети, решают, что делать с их уже написанными рефератами, а заодно и как поступить с инициативным преподавателем.
Интерес к изучению ненормативной лексики ученики школы №7 города Ревда проявили еще в начале учебного года, на первом заседании научно-исследовательского общества. Эта организация была создана при школе еще три года назад и объединяет школьников с 6-го по 11-й классы, желающих факультативно изучать проблемы и историю родного края. До нынешнего года особого интереса к деятельности научного общества чиновники не проявляли. Занимавшиеся в нем дети спокойно разрабатывали свои проекты по озеленению города, выясняли, почему местный пруд Лебяжье, названный в честь когда-то плававших по нему лебедей, теперь не пригоден для купания, а также искали ответы на другие вопросы, не сильно мешая чиновникам.
Ситуация изменилась в начале учебного года, когда два ученика 11-го класса попросили руководителя общества, преподавателя русского языка и литературы Татьяну Емельянову помочь им в подготовке работ. Один из учеников, Николай Рыбин, решил писать реферат о кличках жителей города, а его одноклассница -- изучать ненормативную лексику, прежде всего на примере сверстников. Сама г-жа Емельянова объясняет желание поддержать подобные проекты учеников тем, что знать мат в сегодняшней России просто необходимо, поскольку он является неотъемлемой частью современной культуры. Кроме того, правильное толкование бранных слов поможет ученикам не употреблять их тогда, когда это не уместно.
О том, как дальше развивались события, корреспонденту «Времени новостей» рассказала одна из преподавательниц школы, попросившая не называть ее имени, поскольку местное управление образования уже начало собственное расследование произошедшего и запретило всем, кто связан со школой, делиться подробностями о том, как дети Ревды реализовывали свою тягу к изучению нецензурной лексики.
По словам нашего источника, работы учеников-энтузиастов заинтересовали всю параллель, и даже на уроках школьники стали анализировать произведения Виктора Пелевина и Владимира Кунина, находя в них ненормативную лексику и пытаясь выяснить, насколько уместно ее используют авторы.
О том, какую помощь своей однокласснице оказали ревдинцы, и говорить не приходится. В школе утверждают, что материал для реферата она собрала невероятно богатый. Не меньший успех получила и работа Николая Рыбина, поскольку вариантов кличек у коренных жителей более чем достаточно. В результате поверхностного изучения вопроса в школе и обхода старожилов пригорода Ревды школьник собрал картотеку, содержащую клички 82 граждан. Большинство из них, как нетрудно догадаться, оказались нецензурными.
Преподаватель школы №7 говорит, что идею исследования и его общешкольного обсуждения поддержал весь коллектив. Учителя решили, что только наглядным примером можно доказать своим воспитанникам порочность использования кличек. «Ученик при помощи преподавателя выяснял, у кого клички происходят от фамилии, у кого -- от профессии, кому и почему давались обидные, а кому, наоборот, безобидные прозвища, -- рассказывает наш источник в школе №7. -- Но самое главное, что он хотел показать своим одноклассникам, -- это мысль о том, что нельзя использовать клички, что у каждого человека есть имя, данное ему при рождении, и только им можно пользоваться».
В рамках учебного плана все исследовательские изыскания школьников шли по программе «культура речи». Никаких нареканий со стороны родителей работы детей не вызывали. Во-первых, Татьяне Емельяновой были благодарны за то, что она заняла учеников научной работой, еще в школе начав объяснять правила ее оформления, подготовки, устраивая совместные выезды в библиотеки и деревни к носителям языка. Во-вторых, преподаватели заметили, что, начав изучать положение с нецензурной лексикой, школьники стали меньше ругаться.
Однако новый поворот в учебной программе не пришелся по вкусу в местном управлении образования. Там напомнили руководству школы, что само обсуждение мата в стенах учебного заведения находится под строжайшим запретом. Какой будет судьба работ двух учеников, пока неизвестно, неясным остается и будущее преподавателя русского языка и литературы, решившейся на опасный эксперимент. Скорее всего все вопросы будут решены после зимних каникул.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург