|
|
N°238, 29 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна Кирпы
Министр транспорта Украины мог оказаться опасным свидетелем
Так вышло, что о смерти 58-летнего министра транспорта и связи Украины Георгия Кирпы мне сообщила рядовая сотрудница его ведомства. Вечером 27 декабря, спустя полчаса после отправления с киевского перрона скорого поезда номер 4 Киев--Москва, в моем купе появилась взволнованная проводница (назовем ее Оксаной). Она рассказала, что ей по мобильному позвонил муж и сообщил, что тело министра -- то ли с одним, то ли с несколькими огнестрельными ранениями -- обнаружено на его даче под Киевом.
Проводница пришла именно ко мне с этой новостью потому, что буквально перед этим, еще не зная о трагической новости, она подробно рассказывала о том, как по приказу министра Кирпы ко второму туру президентских выборов 21 ноября была организована доставка из Донецка в Киев десятков поездов с шахтерами. Оксана с возмущением вспоминала те дни, когда она вынуждена была обслуживать переполненный мужиками вагон, который был предусмотрительно загружен ящиками с водкой. Ее негодование было вызвано даже не тем, что шахтеров сознательно спаивали, и не тем, что уже, будучи «без тормозов», они откровенно рассказывали, что получили за эту поездку по 200 гривен (чуть меньше 40 долл.) каждый. И даже не тем, что в этом, как им внушало начальство, их спасение, поскольку Ющенко, придя к власти, обязательно закроет все шахты... Оксану, как материально ответственную за вверенное ей имущество, возмущало другое: шахтеры, для которых поездка была «халявной», позабирали с собой из вагонов даже постельное белье... Разумеется, все это было потом списано за счет министерства транспорта.
...Перекрестившись и заметив, что о покойниках плохо не говорят, Оксана изложила мне версию, согласно которой Георгий Кирпа, будучи одним из главных спонсоров и организаторов предвыборной кампании премьера Виктора Януковича, мог поплатиться жизнью, поскольку слишком много знал о том, как она финансировалась. По ее словам, всем в минтрансе известно об огромных средствах, выделенных из бюджета на строительство в Киеве большого авто- и метромоста. Он должен был соединить Подол на правом берегу Днепра и Воскресенку, что на левом. Весь Киев судачил о том, что деньги перечислены, а к строительству так и не приступили. И понятно, почему, говорила Оксана, деньги ушли на «выборы Януковича».
Видимо, то, что известно рядовой проводнице, не секрет и для украинской элиты. Бывший заместитель министра транспорта Украины Иван Салий считает, что смерть его начальника «может быть связана с растратой значительных сумм государственных средств, которыми распоряжался Кирпа». По данным г-на Салия, «уже было потрачено 1,35 млрд гривен (около 250 млн долл. -- Ред.), выделенных на строительство моста в Киеве, тогда как само строительство моста даже не началось». А депутат Верховной рады Юрий Луценко сообщил вчера, что только «за два дня до гибели Георгий Кирпа перечислил 700 млн гривен (около 130 млн долл.) в качестве аванса за строительство будущего киевского моста через Днепр». Депутат назвал «невиданной аферой» передачу 10 тыс. вагонов «Укрзалiзницi» (железных дорог) частным фирмам, которые «контролируются Януковичем, Пинчуком (крупный украинский олигарх, глава корпорации «Интерпайп» и зять президента Кучмы. -- Ред.), и сыном Кирпы». «Фактически Кирпой и Януковичем была создана частная железная дорога, которая пользовалась 30-процентными скидками на перевозку по государственным путям», -- утверждает Юрий Луценко.
Между тем обстоятельства гибели Георгия Кирпы остаются невыясненными. Генпрокуратура Украины возбудила дело по статье «доведение до самоубийства». Именно так пока звучит основная, официальная версия трагедии. В загородном доме в населенном пункте Бортничи под Киевом, где 27 декабря в 17.40 было обнаружено тело министра, найдены гильза и пуля калибра 5,45 мм от восьмизарядного пистолета ПСМ, который находился рядом с трупом. Стало известно, что приблизительно в 15.00 Кирпа проводил с дачи жену, а в 16.00 долго разговаривал по телефону с неизвестным собеседником.
Первый замминистра внутренних дел Украины Михаил Манин при этом заявил: «Определить, от чего умер Кирпа, мы пока не можем, пока идет осмотр места происшествия, работают эксперты». А «Пятый канал» украинского телевидения со ссылкой на свои источники сообщил, что у погибшего министра «может быть несколько огнестрельных ранений и это не самоубийство». В доказательство этого корреспондент «Пятого канала» сообщил с места событий, что «из дома, где находилось тело Кирпы, вышел батюшка, а по церковным канонам самоубийц не отпевают».
Депутат украинской Рады Николай Томенко предположил, что «может произойти еще не один такой случай, когда пропадут люди, являвшиеся свидетелями незаконной деятельности власти, в частности, это касается массовых фальсификаций на выборах». Г-н Томенко не верит в версию о самоубийстве. «Я думаю, что Кирпа как свидетель рассказал бы очень многое. Это касается организации сотен поездов во время голосования 21 ноября», -- считает депутат. Не верит в самоубийство министра и его земляк, депутат от оппозиционной «Нашей Украины» Александр Гудыма. «Кирпа был сильным и волевым человеком, -- говорит Гудыма, -- есть факты, что уже во время повторного голосования 26 декабря он отказался бесплатно снова предоставлять поезда для наблюдателей с востока».
Георгий Кирпа возглавил министерство транспорта в 2002 году. Он считался одним из самых влиятельных и богатых людей на Украине и в определенные моменты рассматривался в качестве наиболее вероятного кандидата на пост премьера, чтобы стать преемником Леонида Кучмы на посту президента страны.
Аркадий ДУБНОВ, Киев--Москва