Время новостей
     N°237, 28 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.12.2004
Распродажа с угрозой штрафа
Для покупателей "Юганскнефтегаза" подходит налоговая статья по ЮКОСу
Аукцион по продаже пакета акций «Юганскнефтегаза» заинтриговал не только происхождением покупателя -- компании ООО "Байкалфинансгрупп", которая в итоге была продана "Роснефти". Еще одна интрига произошедшего 19 декабря действа -- дешевизна пакета. Если продажная цена отличается от рыночной более чем на 20%, Налоговый кодекс (НК) позволяет фискалам как минимум штрафовать участников сделки, а как максимум -- доначислять им налоги по статье 40. «Юганскнефтегаз» был продан за 9,3 млрд долл., а международные оценщики считали, что компания стоит не менее 15--16 млрд. Это значит, что покупатель получил "скидку" не менее 30%. Ситуация любопытна еще и тем, что, по официальной версии, ЮКОС пострадал именно за то, что игнорировал эту статью.

Формально статья 40 НК позволяет налоговикам проверять правильность применения цен по сделкам, заподозренным в более чем 20-процентном отклонении в сторону понижения или повышения. С подобным явлением, называемым трансфертным ценообразованием (занижение цены сделки по отношению к рыночной), применяемым, в частности, нефтяными компаниями в целях минимизации налогообложения, налоговики и Минфин безуспешно борются уже много лет. Если налоговикам удается доказать значительное отклонение, санкции наступают не только для продавцов, продавших по заниженной цене, но и для покупателей. Хотя покупатель всего лишь берет товар по выгодной цене. Ответственность покупателя наступает, если фискалам удается убедить суд во взаимозависимости участников сделки.

Пока сотрудники инспекции по крупнейшим налогоплательщикам в приватных разговорах поясняют, что дословно кодекс позволяет доначислять налоги при отличных от рыночных сделках по реализации товаров, работ и услуг, но не акций. Другое дело, что борьба с минимизацией налогов стала в последний год приоритетным направлением налоговой политики. Как неоднократно заявлял в последнее время замминистра финансов Сергей Шаталов, его ведомство готовит перечень запрещенных к применению налоговых схем, куда, в частности, войдут сделки, проведенные по трансфертным ценам. В Минфине не скрывают, что ведомство также готовит поправки в НК, более четко прописывающие процедуру контроля за правильностью цен и устанавливающие новые критерии взаимозависимости.

"Ловить" собираются в первую очередь манипулирующих налогами нефтяников. Однако если следовать принципу "закон един для всех", приобретение «Юганскнефтегаза» теоретически может также подвергнуться анализу на предмет корректности "отпускной" цены.

Аналитики пока воздерживаются от каких-либо комментариев последствий аукциона. Заместитель гендиректора аудиторско-консалтинговой компании МКПЦН Наталья Малофеева заявила "Времени новостей", что в последнее время фискалы редко доначисляют налоги по 40-й статье НК, так как налогоплательщики довольно успешно оспаривают такие действия в суде. "Чтобы доначислить налог до рыночной цены, надо ее доказать, но налоговым органам приходится нести значительные траты, проводя экспертизу и приглашая специалистов", -- говорит эксперт. «Правда, в то время, когда налоговики только получили по кодексу право доначислять налоги на основании разницы цен, они начали осваивать это право довольно активно, -- напоминает г-жа Малофеева. -- Так что сейчас фискалы, видимо, выжидают, когда в кодексе появятся давно обещанные Минфином уточнения по расчету цен».

Сегодня фискалы не могут соблюсти формальные требования закона, доказывая рыночность цены, соглашается с ней директор департамента налогового арбитража фирмы «Вегас-Лекс» Салават Мигранов. Глава 40 кодекса очень неудачно сформулирована, и хотя прецеденты доначисления налогов на этом основании имеются, судебная практика пока не отработана, говорит он. «В случае данного аукциона ситуация осложняется также и тем, что акции «Юганскнефтегаза» не обращаются на рынке, поэтому цену их установить очень проблематично, ведь даже если допустить, что акции продаются в системе биржевых торгов, то сейчас на них одна цена, а через две минуты -- совсем другая», -- поясняет аналитик.

Впрочем, шансов на то, что фискалы предъявят налоговые претензии покупателю "Юганскнефтегаза", практически нет -- ведь аукцион инициировало именно государство. Тем самым оно согласилось на формальное "нарушение" Налогового кодекса.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа