|
|
N°238, 29 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Музейный рассол
Культпросвет новогодних праздников
После встречи Нового года знамо что бывает... Тяжкое похмелье. И знамо, чем оно кончается -- продолжением лютого пьянства под аккомпанемент очередной мучительно длинной телепесни года. Безнадега какая-то. Чтобы стало веселее, рекомендуем на третий-четвертый день вместе с семьей-гостями принять наконец не огуречный, а музейный рассол. Выйти на улицу, проветрить мозги и смело топать на «встречу с прекрасным». Авось чувства снова будут светлыми, а мысли ясными.
Предлагаем маленький музейный «чичероне». В нем краткие аннотации тех выставок, которые в нашей газете не рецензировались. Все эти выставки прелестны. И им все возрасты покорны. Радуют искренне -- как подарок под елочкой от Деда Мороза, в мешке которого ювелирные штучки фирмы Фаберже и «киндерсюрприз» оказываются в общем-то одного поля яйцами.
Тем, кто привык любоваться зимой морозными узорами на окнах, рекомендуем посетить Музей-усадьбу «Кусково». Там открыта выставка гравировки на стекле с XVIII до начала XXI века. После новогоднего застолья особенно привлекательными покажутся дарственные кубки и стопы эпохи императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с гравированными гербами, императорскими портретами, вензелями, орнаментами и др. элементами, характерными для стиля барокко, выполненные на Ямбургском и Петербургском заводах, а также на частных предприятиях Мальцовых.
Кто из нас самый большой фанат гороскопов и китайского календаря? Правильно -- домохозяйки и дети. Самое время отправить их в Дарвиновский музей на выставку "Встречая год Петуха". Вот как ее рекламирует пресс-служба музея: «На выставке вы узнаете, какими чертами характера наделены те, кто родился в год Петуха, что представляют собой мифические птицы василиск, луаньняо, шуанцзы и чуджак... Вы увидите немало интересных экспонатов. Например, уникальные чучела. Особенно впечатляет петух японской породы феникс -- обладатель великолепного шестиметрового хвоста. Но это не предел: среди фениксов встречаются еще более удивительные особи -- с хвостами длиной до одиннадцати метров! Содержать этих птиц непросто: чтобы фениксы могли ходить по земле, хозяевам приходится накручивать их хвостовые перья на специальные палочки». А мы-то думали, что петух на палочке -- это ноу-хау наших кондитеров! Чуджак побери!
Тех, кто хочет познать ориентализм не в рамках китайского календаря, приглашает Музей Востока на Никитском бульваре. Там открылась выставка, посвященная одному из значительнейших и редчайших явлений в мировой художественной практике -- традиционному японскому фарфору XVII--XX вв. В Москве впервые в столь полном объеме -- около 250 экспонатов -- представлены изделия этого вида классического японского искусства, история которого насчитывает четыре столетия.
Строгую тещу можно порадовать, сводив на выставку Исторического музея "За любовь и отечество: фрейлины и кавалерственные дамы XVIII -- начала XX века". Она мгновенно оценит роль очевидцев, летописцев, иногда главных стратегов и тактиков семейной жизни царской фамилии -- дам в придворных чинах, от обер-гофмейстерины до фрейлин. А собранная в залах музея портретная галерея статс-дам и фрейлин XVIII--XIX столетий порадует кого угодно.
Любителям старинного театра и готической меланхолии лучше предпринять путешествие в усадьбу «Царицыно», где в Среднем дворце Екатерины Великой (Оперном доме) открылась выставка "С визитом из Останкина". Это совместный проект Государственного музея-заповедника "Царицыно" и Московского музея-усадьбы «Останкино». Комментирует сокуратор выставки, замдиректора Музея «Царицыно» Ольга Докучаева: «Выставка переносит посетителя в атмосферу изысканной роскоши останкинского дворца, окруженного, однако, царицынскими зимними пейзажами. Театральная тема занимает главное место в экспозиции. Бутафорские жестяные шлемы, театральные костюмы и музыкальные инструменты соседствуют с изображениями останкинских театральных интерьеров. Зрителя встретят предметы убранства интерьера -- мраморная скульптура, вазы из цветного стекла, фарфора и бронзы, часы, осветительные приборы из роскошной коллекции «Останкино». Один из разделов выставки посвящен императору Павлу I, после посещения Царицына весной 1797 года "прикрывшему" этот долгий строительный проект своей великой матушки».
Знатокам театральных архивов полувековой давности адресована выставка «Большой балет» Георгия Петрусова, открытая в залах Дома фотографии на Остоженке. Художник фотографировал звезд Большого театра, но при этом сам становился соавтором сценического действа, режиссировал его выбором ракурсов, композиций, своей собственной пластической интриги. Стиль Петрусова корректирует «Большой балет» в соответствии с грандиозным монументальным эпосом Страны Советов, от парадов на Красной площади до скульптур ВДНХ.
Наконец, господа, не могущие без шопинга жить, добро пожаловать в мебельную галерею Strato на Новинском бульваре. Там представлена элегантная коллекция западноевропейских гобеленов Нового времени из крупнейшего собрания Юга Хельффера. Хит экспозиции -- чудесно сохранившийся французский гобелен XVIII столетия «Замок Цирцеи» на сюжет «Метаморфоз» Овидия, среди персонажей которого единорог с глазом совершенно человеческим. Бархатная, мерцающая фактура гобеленов, сияющие краски, фантастические сюжеты, причудливые орнаменты в стиле гротеск гипнотизирую так же, как в детстве завораживали картинки к волшебным сказкам. С Новым годом и Рождеством!
Сергей ХАЧАТУРОВ