|
|
N°237, 28 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стрельба в правовом поле
Пекин хочет удержать Тайвань силой закона
В марте 2005 года у Китая появится инструмент для решения тайваньской проблемы. На днях постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) решил вынести на обсуждение весенней сессии парламента проект закона о противодействии сепаратизму.
В условиях жестко управляемой однопартийной системы одобрение этого документа можно считать предрешенным -- разве что руководство страны по каким-то причинам решит отложить его принятие. Китайские СМИ сообщили, что участвовавшие в обсуждении депутаты назвали законопроект «крайне важным» и «очень своевременным», после чего единогласно предложили вынести его на рассмотрение сессии ВСНП. Особое значение документа подчеркнуло присутствие на обсуждении спикера парламента У Банго.
Содержание законопроекта пока неизвестно, однако мотивы действий Пекина понятны. Тайваньская администрация сильно встревожила китайское руководство, обещав провести в 2006 году референдум по новой конституции острова, которая должна быть принята в 2008-м. Теперь материк нанес превентивный юридический удар -- уже в 2005 году в КНР появится «антисепаратистский» закон, увязывающий реакцию Пекина с возможными шагами Тайбэя. По сути, речь идет о формализации и переводе на язык права условий, при которых материк будет считать себя вправе применить против острова военную силу. Хотя жесткие угрозы звучат уже более полувека со времени раскола страны в 1949 году, ранее они были облечены в форму политических деклараций, а не специальных законов, основанных на конституции КНР.
Заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ Андрей Карнеев заметил «Времени новостей», что «принятие закона означает растущее беспокойство Пекина продолжающимся ползучим движением к независимости». По мнению ученого, результаты декабрьских парламентских выборов на Тайване «вроде бы означали неудачу правящей Демократической прогрессивной партии», однако на деле тенденция к так называемому «духовному движению к независимости» не была остановлена. «Принятие закона лишь усилит эту тенденцию. Необходимо более внимательно изучить текст закона, так как очень важны юридические положения, которые закрепляют этот документ», -- отметил г-н Карнеев.
Закон о борьбе с сепаратизмом может строиться лишь вокруг тезиса о нелегитимности суверенитета любой части Китая, в том числе Тайваня. Самое трудное -- четко определить, какой именно шаг Тайбэя будет означать пересечение «красной черты» и служить оправданием военной операции. По имеющейся информации, в законопроекте не будет указано расчетное время «победы» над сторонниками тайваньской независимости, хотя неофициально предлагались различные даты между 2008 и 2020 годами. Примечательно, что первоначально документ именовался законом об объединении, а не законом о противодействии сепаратизму. Смягченная формулировка подчеркивает, что для Пекина важнее остановить движение Тайваня к юридическому провозглашению независимости и хоть как-то зафиксировать нынешнее шаткое равновесие. Реальное объединение будет возможно лишь через десятилетия, когда Китай станет сильным, богатым и по-настоящему привлекательным для избалованных свободой и материальным достатком тайваньцев.
К моменту передачи антисепаратистского закона в парламент китайские власти приурочили обнародование важной военно-политической декларации. Вчера правительство КНР опубликовало «Белую книгу по обороне», в которой ситуация вокруг Тайваня названа главной угрозой национальной безопасности страны. В «Белой книге» содержатся прямые обвинения в адрес тайваньского лидера Чэнь Шуйбяня и связанных с ним «сепаратистских сил», задумавших «реформу конституции». Заявлено, что задача китайской армии состоит в том, чтобы «препятствовать расколу» страны и «продвигать ее объединение». Бой с «тайваньскими сепаратистами» -- это «священный долг вооруженных сил Китая», которые не постоят за ценой. Отметим, что в «Белой книге» содержится туманная формулировка, которая, возможно, найдет отражение и в намеченном к утверждению законе -- силу пустят в ход, если произойдет «крупномасштабный инцидент» на почве тайваньской независимости.
Китайские военные подтвердили, что намерены продолжить модернизацию вооруженных сил. После всех намеченных сокращений личный состав уменьшится до 2,3 млн человек, главное внимание нацелено на техническое переоснащение. Вчера было заявлено, что в 2004 году бюджетные расходы КНР на оборону составили около 212 млрд юаней (25,6 млрд долл.), что на 11% больше, чем в предыдущем году. Западные эксперты полагают, что реальный военный бюджет КНР в 3--4 раза выше, поскольку в официальные цифры не включены расходы на научно-исследовательские работы и закупку вооружений. Принимавший участие в составлении «Белой книги» военный эксперт Дэн Хунчжоу, слова которого приводит информагентство Синьхуа, полагает, что, учитывая медленные темпы роста расходов на национальную оборону в 1980-е годы, нынешний рост военных затрат имеет «компенсационный характер».
Александр ЛОМАНОВ